История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие

История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие

Вышивка как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом. История утверждает, что в девятом веке нашей эры вышивание было настолько совершенно, что вещи, созданные мастерицами, могли соперничать с современными видами вышивок, изготовленными с помощью машин и тщательных просчетов.

Канва для вышивки крестиком

Основой вышивки крестиком является канва – это специальное полотно, которое особым образом выработано на фабрике и таким образом размечено в клеточку, что каждая клетка канвы будет местом для нанесения нитками крестика.

Канва производится из большого количества разнообразных материалов, в частности:

— изо льна;
— из шелка;
— из пластика;
— из смеси;
— из хлопка.

Канва для вышивки крестиком

Основной характеристикой канвы является клеточная размерность. Для расчета клеточной размерности используется тканевый дюйм. Самые распространенные размерности канвы – это восемнадцатая и четырнадцатая. Это говорит о том, что на один тканевый дюйм приходится четырнадцать или восемнадцать клеточек. То есть, это 5,5 клеточек на один сантиметр и 7,2 клеточек на один сантиметр.

Встречается еще такая разновидность канвы, как страмин. Это более жесткая ткань, которая имеет крупные дырочки. Страмин используется при работе в технике ковровой вышивки и вышивки крестиком шерстяными нитками. Страмин идеально подходит для начинающих вышивальниц, потому что ниткой с иголкой проще работать при крупных дырочках. Страмин, в основном, используется при вышивке гобеленов, подушек и ковриков.

Помимо традиционной канвы, для вышивки может использоваться также ткань равномерного переплетения. Ее основное отличие от канвы заключается в том, что эта ткань не размечается в клеточку. Смешанные льняные ткани и лен состоят из одиночных ниток, с переплетением, в котором нитка проходит под перпендикулярной ей ниткой и над следующей перпендикулярной.

Встречаются ткани со следующими переплетениями нитей на один дюйм (2,54 сантиметра):

— двадцать пять;
— восемнадцать;
— двадцать восемь;
— тридцать шесть;
— сорок.

Также еще встречается накладная канва. Такое полотно необходимо для вышивания на тканях, которые не имеют равномерного переплетения.

Кроме того, для вышивки крестиком используется также водорастворимая канва. Когда работа над вышивкой закончена, ткань нужно опустить в теплую воду – и канва в ней растворится.

Локация: вышивка крестом и история ее создания

Историческая справка дает весьма расплывчатое представление о том, где именно зародилась первая вышивка. Достоверно известно лишь, что самые первые работы были обнаружены в Китае и датировались пятым веком до нашей эры.

Данная гипотеза вполне реальна, ведь именно восточные страны впервые представили миру элементы искусства.

Сначала все базировалось исключительно на тканевых картинах, а уже потом перешел на элементы интерьера, одежду и т.д. Объясняется это тем, что искусство постоянно развивается, ища новые пути выражения.

Сегодня мастера из Китая все также продолжают радовать потребителей своими шедеврами, транспонируя вышивку на:

  • Роскошные панно;
  • Небольшие модульные картины;
  • Одежду;
  • Предметы интерьера;
  • Обувь.

Путей использования вышивки находится отнюдь немало. Конечно, роскошные примеры ручной работы стоят довольно дорого, поэтому использовать их нужно лишь для особых вещей и случаев. Так называемые машинные варианты же делаются буквально за несколько минут! Поэтому и располагаются они абсолютно на всем, чем можно, ведь себестоимость работы минимальна.

История вышивка крестом

Каталог

Женская одежда

Все товары
Поиск товара
Расширенный поиск
Забыли пароль?
Забыли имя пользователя?
Еще нет учетной записи? Регистрация

Корзина

Популярные товары

Главная Информация Увлекательный мир вышивки История вышивки крестом
История вышивки крестом

История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос.

В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.

К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые рушники, подзоры, скатерти, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.

На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX — XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины — вышивальщицы создавали в своих вышивках сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца (рушники), занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки. Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при рождении или смерти человека вышитые полотенца (рушники) были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки — символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры — рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт).

По своим мотивам орнамент может быть:

а. Геометрический — состоящий из различных геометрических элементов.

б. Меандровый — в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр.

в. Растительный или фитоморфный — составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.

г. Животный — в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых.

д. Птичий — составлен из стилизованных фигур птиц.

е. Человекообразный — с изображением человеческих фигур и полуфигур.

Шрифтовый — напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.

В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух и трехцветные, а также многоцветные.

По способу расположения на изделии орнамент может быть:

  • Ленточным — в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его.
  • Сетчатым — при котором вся поверхность заполнена узором.
  • Центрическим или розеточным — в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Где и когда появилась вышивка крестиком впервые

Точно назвать место и время появления непосредственно вышивки крестом нельзя. Вероятно, это искусство стало развиваться с того момента, когда таким швом начали соединять части одежды, используя еще костяные иглы. Стремление людей к украшению вещей привело к тому, что начали использоваться для сшивания цветные нити или жилы, которые и стали первыми декоративными элементами. Подобием крестика начали создаваться простые орнаменты или линии. У разных племен эти узоры отличались, постепенно преображаясь по мере развития искусства рукоделия, превращались в более сложные и замысловатые. Таким образом, датой возникновения вышивки можно назвать время, когда древние люди начали шить себе одежду.

Древнейшие вышивки на ткани датируются 6 веком до нашей эры. Найдены они в Китае. Точно сказать, что они впервые выполнены на тканевой основе, нельзя. Однако это старейшие найденные работы на ткани. Первые упоминания о вышивке относятся к куда более ранним временам.

Расселение людей привело к тому, что техника создания узоров крестом распространилась достаточно широко. В зависимости от местной культуры она получила свои особенности. У всех народов есть орнаменты, которые вышиваются крестом на одежде и являются обережными.

Сегодня вышивка крестом относится распространенному хобби. Она прошла длинную историю развития. Крестики, первоначально используемые для простейших орнаментов, теперь позволяют создавать нитками сложнейшие картины, которые даже могут копировать известные произведения живописи.

Коллективный «крестовый поход»: выбираем сюжеты для всей семьи

Любая вышивка различается по сложности, у креста этих сложностей всего 5: работы бывают очень легкие, легкие, средние, сложные и очень сложные. А еще она подразделяется на самые разнообразные сюжеты, которые понравятся как женщинам, так и мужчинам. Не удивляйтесь, в Средневековье лучшими вышивальщиками в Европе были не только леди, но и джентльмены, ведь заказов от знати было столь много, что нежные женские ручки просто не справлялись с колоссальным объемом работ. Вот и сегодня все чаще можно встретить рисунки для вышивки, которые порадуют сильный пол: современная архитектура и легендарные города, экзотические морские пейзажи и дикие животные. Конечно же, не забыты и дети, которым наверняка понравится вышивать домашних питомцев, яркие цветы и аппетитные фрукты. Но чтобы ребенок действительно полюбил вышивать крестиком, он должен практически сразу увидеть результат своей работы. Как вы понимаете, быстро можно вышить лишь набор с частичным заполнением или же небольшой брелок.

С чего началась история вышивания крестиком в России

Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.

Если раньше вышивка была привилегией знати, то сейчас различные инструменты, нити и орнаменты для вышивания доступны всем желающим рукодельницам

Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:

  • Серебряные и золотые нитки;
  • Жемчуг;
  • Драгоценные камни.

Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.

Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.

Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы

Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.

Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов

Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:

  • Отображает культуру определенной страны;
  • Национальные традиции;
  • Особенности региона.

Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.

Самые настоящие произведения искусства мастерицы вышивали на Востоке, используя для этого самые оригинальные и причудливые узоры, которые до сих пор завораживают своей необычайной красотой.

Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.

Технология выполнения вышивки крестом

Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.

Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке.

Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.

Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом

  1. Выбор схемы картины
  2. Подбор канвы и инструментов
  3. Подбор цветного мулине
  4. Вышивка крестом по схеме
  5. Влажно-тепловая обработка изделия
  6. Оформление в раму.

Экономическое обоснование

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия.

На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:

  • Набор для вышивания (канва, рисунок, мулине) — 40 рублей
  • Пяльцы (диаметр — 15 см) — будут использоваться как рама — 40 рублей
  • Иглы для вышивания (набор) — 20 рублей

ИТОГО — 100 рублей

Связь вышивки с экологией

Вышивание – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека. Стоимость моей картины в рамках проекта невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную на рынке. Я довольна своей работой. Надеюсь она всем понравится.

Самооценка

Оцениваю свою работу по следующим пунктам:

  1. Все ли я сделала?
  2. Получился ли у меня проект?
  3. Довольна ли я своим изделием?
  4. Хочу ли я в нём что-то исправить?

Ответив на все эти вопросы, оцениваю собственную работу.

Я довольна своей работой по технологии, проект по вышивке крестом завершен. Надеюсь результат всем понравится.

Добавить комментарий

Adblock
detector