Иоганн Гутенберг

Иоганн Гутенберг

Печатание с досок распространилось в Европе в конце XIV в. В Германии, Италии, Фландрии этим способом печатали бумажные деньги, игральные карты и картинки религиозного толка. Сначала на них не было текста, он вписывался от руки, потом появились и картинки с печатным текстом. Напечатанные ксилографическим способом (то есть с доски) книги появились примерно в 1450 г. Техника печатания с досок напоминала во всех отношениях китайскую технику. Одна сторона листа при этом оставалась чистой.

Книгопечатание до Гутенберга

Известно, что печать книг изобреталась минимум дважды. В первом тысячелетии его изобрели древние китайцы. По европейским источникам это произошло в 6 веке, по китайским – в десятом. Достоверно известно, что первый печатный текст, точно датированный по времени – это Алмазная сутра, и появилась она в 868 году.

Штучная печать, с помощью которой можно было воспроизвести различные рисунки или тексты, использовалась в Китае в эпоху Хань. В 10 веке печать происходила преимущественно на бумаге. В те годы было напечатано несколько тысяч сутр, выходили сочинения Конфуция и его учеников. Опытный печатник за рабочий день создавал около 2000 двойных страниц.

Второй раз книгопечатание появилось несколько веков спустя в Европе. Здесь также использовался метод ксилографии – получение оттиснутых изображений с деревянных досок. Этот метод известен в Европе с начала 14-го века.

Печатный станок

Точный год выхода станка тоже неизвестен, но большинство историков сошлись на том, что это свершилось в 1440. Особенностью стали подвижные объемные буквы, их делали из металлов. Они были зеркально искаженными, а отпечатывались в своей привычной форме по принципу матрицы. Подвижность — это то, что сделало ювелира автором самого первого европейского шрифта наборного типа.

Приспособление было громоздким, оно прикреплялось к потолку помещения деревянными брусьями. Основу составлял тяжеленный пресс из металла, к нему прилагался рычаг. Снизу находился стол с идеально ровной поверхностью, его выдвигали из-под установки и возвращали обратно. Конструктивные сходства дали почву для предположения, что прототипом для первого печатного станка Гутенберга стал широко распространенный на тот момент винный пресс.

Особым образом изготавливались литеры:

  • на конце металлического прута была выгравирована буква в зеркальной матрице;
  • прут делал отпечаток буквы на размягченной меди;
  • данный отпечаток становился матрицей, которую отливали из свинца;
  • специальный желоб сделал процесс более технологичным, с одного края в него поступал жидкий свинец, с другого — вставлялась матрица;
  • когда желоб раскрывался, можно было извлечь литеру. Этот способ примечателен тем, что из одной матрицы можно получить неограниченное множество литер;
  • затем сборщик должен быть собрать буквы в макет, он выстраивал их правильным образом в специальной форме. На этой стадии получалось зеркальное отображение строчек;
  • на форму наносились типографская краска, после этого начиналась печать;
  • пресс переносил строчки с формы на бумагу или другой материал. На столе было возможно разложить разное количество страниц в зависимости от их размера. Максимально — 32 страницы.

У самого создателя не было денежных средств на создание типографии, поэтому он принял решение заключить партнерский договор с ростовщиком Иоганном Фустом. Партнер дал деньги на открытие и оплачивал ежемесячные расходы, однако, сотрудничество не стало успешным. Фуст не выплачивал дополнительных сумм, но в перспективе отсудил себе типографию, воспользовавшись тем, что партнер не смог оплатить оговоренные проценты. В дальнейшем типография принадлежала Фусту, из-за чего в Германии долгое время верили, что это был изобретателем приспособления. Авторство приписывали и другим деятелям, но существуют достоверные исторические подтверждения того, что создателем был все-таки Гутенберг. Он лишился первого станка и создал другой, выпустил на нем несколько изданий.

Появление подвижного шрифта

Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

Изобретение цветной печати

La Lettera Apologetica

Раймондо де Сангро, купив 25 октября 1745 года у падре Ильянеса, приехавшего из Чили, рукопись Historia et rudimenta linguae piruanorum (1600—1638), составленную на основе секретного документа «Exsul immeritus blas valera populo suo» и написанную иезуитскими миссионерами в Перу Джованни Антонио Кумисом и Джованни Анелло Оливой [6] , включил в свою книгу La Lettera Apologetica (1750) многие знаки токапу из капак-кипу, правда переделав их и придав им закругленные, а не квадратные формы [7] .

В 1747 году Мадам де Графиньи издала свои «Письма перуанки», в которых знатная перуанка Силия (Zilia) использовала кипу для записей и переводила сразу на французский. В «Письме XVI» Графиньи приводит описание кипу как письменности [8] . Книга была переиздана в 1749 году. Издатель сборника «Coleccion de documentos literarios del Peru» (1874) Мануэль де Одриосола предположил, что эти письма послужили «одному итальянцу из Академии де ла Круска и одной графине, той же национальности, написать толстый том „в одну четверть“, озаглавленный „Apologea de los quipos“. Использовав Гарсиласо, автор столь уверенно использует грамматику, словарь из кипу, представляющие собой кипуграфию, позаимствованную от некого Кипу-Камайока из инков, но как бы они не ошибались в своих предположениях» [9] .

Именно в этой книге, имевшей полное название Lettera Apologetica dell’Esercitato accademico della Crusca contenente la difesa del libro intitolato Lettere di una Peruana per rispetto alla supposizione de’ Quipu scritta dalla Duchessa di S*** e dalla medesima fatta pubblicare, использовано 40 «ключевых слов» якобы древней системы записи Инков. Ключевые слова в кипу были раскрашены разными цветами и имели форму круга. Метод цветной печати был неизвестен на то время и изобретён самим Раймондо [10] .

Как видно, именно Мадам де Графиньи (графиня S***) и князя Раймондо де Сангро (являлся академиком де ла Круска) имел в виду Одриосола.

Читайте также  Как сделать отвод 90 градусов из трубы

Опубликование князем книги La Lettera Apologetica, содержавшей опасные еретические мысли, привело к отлучению Раймондо де Сангро от Церкви папой Бенедиктом XIV в 1752 году.

Иоганн Гутенберг — отец книгопечатания

Иоганн Гутенберг

Иоганн Гутенберг (Гейнцфлейши) родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Он был известным, причём потомственным, ювелиром, умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось бы, зарабатывай сколько сможешь и радуйся жизни. Но у Гутенберга была мечта. Он хотел печатать книги.

Печатный станок Гутенберга

В 1440 году Гутенберг произвёл настоящую революцию в печатном деле, изобретя подвижный шрифт — отдельные литеры, позволявшие набирать самые разные тексты. Самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга» (поэма на немецком языке), выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Отсюда изобретение книгопечатания можно датировать не позже чем 1445 годом. Работа шла с соблюдением строжайшей тайны: изобретение подрывало основы деятельности переписчиков, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло. Опасаться приходилось и духовенства, в руках которого была монополия на чтение и на письмо. К тому же известие о новом способе изготовления книг немедленно привело бы к падению их стоимости. Поэтому книги Гутенберга, как, впрочем, и все первые книги, имитировали готические рукописи, их даже выдавали за рукописные.

До 1456 года, практически не имея никакой материальной поддержки со стороны, он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и две Библии, 36-строчную, и 42-строчную. После этого Гутенберг по решению суда вынужден был отдать типографию недобросовестному компаньону, человеку, который практически не спонсировал деятельность книгопечатника, но зато пытался выжать из типографии Гутенберга любую возможную лишнюю копейку для себя.

Гутенбергу пришлось начинать дело с нуля. В 1460 году ему удалось выпустить сочинение Иоганна Бальба из Генуи под названием «Catholicon» (латинская грамматика со словарём). Умер Гутенберг в 1468 году не самым удачливым бизнесменом, но зато человеком, навсегда изменившим историю мира благодаря изобретению книгопечатания. Его изобретение быстро распространилось по всем странам Европы. Уже к 1500 году типографии работали более чем в 200 городах различных стран, общее же число типографий приближалось к 2000.

Страница из«Catholicon»

Настоящих, достоверных изображений Гутенберга нет. Все его портреты относятся к более позднему времени и являются плодом фантазии художников.

Помимо шрифта Гутенбергу принадлежат и другие изобретения: пресс для печати литер; густая чёрная непрозрачная типографская краска, удобная для нанесения на десятки крошечных литер; сплав для отливки отдельных элементов шрифта — не слишком мягкий, но и не слишком твёрдый, благодаря чему шрифт получался не хрупким, но долговечным; словолитный ручной прибор, обеспечивший стандартность литеры и массовость её изготовления. Прибор представлял собой полый металлический стержень со съёмной нижней стенкой из мягкого металла, на которой с помощью твёрдого штампа — пунсона выбивался рисунок буквы. Шрифт вырезался с помощью мельчайших инструментов (вот где пригодилось Гутенбергу мастерство огранщика!). Изобретательный гений Гутенберга дал жизнь и сетке (с тех пор все модульные элементы шрифта размещались и ограничивались пространством рамки), и различным типам шрифта благодаря открывшейся возможности механического воспроизведения букв. Таким образом, сетка и шрифт, два основных слагаемых графического дизайна, применяются уже более 500 лет!

Таким образом, Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники.

Знаменитая работа Гутенберга — печатная 42-строчная Библия (Т.н. Библия Мазарини). Эта единственная книга, достоверно изданная Гутенбергом, была напечатана в Майнце около 1450 года. Её оформление восходит к рукописным библейским текстам, имевшим хождение в те времена. Это нашло своё отражение, прежде всего, в делении страницы на два столбца и в формах литер в стиле немецкого «чёрного», или готического письма. Нарисованные от руки элементы въющихся растений были добавлены позднее — для усиления декоративности. Оформление имитирует рукописный стиль, но он преобразован средствами графического дизайна — с помощью использования упорядоченного, унифицированного шрифта, размещённого в границах сетки.

Разворот Библии Гутенберга

Рубрики: история
фото
биографии

Метки: иоганн гутенберг первопечатник книгопечатание печатный станок история книгопечатания

Процитировано 19 раз
Понравилось: 14 пользователям

Предпосылки появления и распространения книгопечатания

Сохранение информации всегда было отличительной чертой цивилизованных стран. Появление книгопечатания ознаменовало новую эру письменности. Доя создания рукописного тома требовались огромные ресурсы, затраты времени. Новое слово в книжном деле дало возможность популяризировать писаное слово в более широком понимании. Мировая культура знает несколько мест возникновения этого искусства, каждый из которых внес свой вклад в общий процесс.

Ранние способы создания книг

Появление книги как способа увековечить человеческую мудрость и знания относят к III веку до н.э. Эти книги имели вид глиняных табличек с нанесенными на них клинописными изображениями. В дальнейшем способ записывать события или другую важную информацию стало важным моментом развития человеческого общества.

Наиболее широкий вклад в создание книжного дела внесли:
• жрецы и чиновники Древнего Египта;
• ученые деятели Рима и Греции;
• императорские династии Востока;
• религиозные деятели Европы.

Поскольку потребность сохранять информацию имела государственное значение, возникло целое направление книжников. Первые книги создавались вручную, целые поколения семей занимались усовершенствованием этого процесса. Накопленные знания требовали ускорения процесса создания книги, что дало ощутимый толчок к изобретению печатного станка.

Места возникновения

Родоначальниками книгопечатания было два обособленных друг от друга культурных центра. Первыми упоминаниями о нерукописных книгах было 581 год до н.э. в Китае. Эти образцы имели вид ткани, на которую были нанесены изображения методом штампа. Полученные изображения носили различный характер. Некоторые отражали жизнь императорской семьи, другие носили повествовательный характер.
Вторым источником книжной печати стала средневековая Европа. Первые найденные такие изображений были дотированы 1300 годом и носили религиозный характер. Для основы этих книг так же применялась ткань.

Книги Китая и Европы были созданы по технологии штучной печати. Для основы использовалась:
• выделанная кожа;
• ткань;
• папирусная бумага.
Возможность появится книги в нашем понимании возникла лишь с изобретением бумаги.

Изобретения нового способа печати

Появление бумаги в корне изменило весь книгопечатный бизнес. Поскольку новый материал давал больше возможностей, способы его обработки тоже не стояли на месте. На смену рукотворному труду приходили новые способы книгопечатания.
Центрами развития новой отрасли обработки бумаги были:
• Китай;
• Индия;
• Вьетнам;
• Египет;
• Восточная Европа.

Читайте также  Сварка чугуна полуавтоматом

Попытки создать примитивный печатный станок постоянно давали о себе знать. Некоторые работы 220 года до н. э. относящиеся к странам Восточной Азии доказывают постоянное стремление печатников облегчить процесс создания книги.
В

Изобретение печатного станка

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI—XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» — истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле — Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Мир после появления книгопечатания

Появление и развитие технологии печати значительно повлияло на общество. Благодаря книгопечатанию появились многие современные социальные, культурные, политические и правовые институты. К примеру, вместе с распространением книг появилась и цензура. Причём её появление пришлось практически на тот же период, когда распространение печатных книг начало приобретать массовый характер.

Читайте также  Как заточить нож от мясорубки

Не все тексты удовлетворяли правительства европейских стран. Поэтому они принимали различные меры для контроля типографов. Правительства назначали собственных официальных печатников, которым давали монопольное право на издание книг. На печать определённых категорий книг выдавались привилегии, другие вовсе запрещали издавать.

В целом книгопечатание привело к положительным изменениям. К примеру, в Европе появилась массовая культура. Из книг люди узнавали о жизни в других регионах, получали знания в разных областях. Значительно расширилась деятельность университетов. Уже в конце 18 века европейские университеты выпускали десятки тысяч образованных людей. А во второй половине 20 века этот показатель достиг сотен тысяч. Именно книгопечатание является одним из факторов высокого уровня развития современной науки, культуры, техники, медицины и других отраслей.