Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.

Большинство импортных аккумуляторов имеют встроенный индикатор, по которому можно проверить заряд. Впервые такие АКБ появились в Японии. Затем подобную фишку стали практиковать европейские производители.

В чем заключается его суть? На крышке АКБ имеется прозрачное окошко (некий глазок). Если посмотреть на него, то можно увидеть, что он окрашен в зеленый цвет. Но так бывает не всегда. Зеленый оттенок в окошке будет только в том случае, если аккумулятор полностью заряжен. Если же окошко прозрачное или белое, значит, АКБ потеряло часть заряда. Самый страшный случай – черное окошко. В таком случае аккумулятор сел «в ноль», и его нужно срочно зарядить.

К сведению, это один из самых простых способов того, как проверить заряд аккумулятора автомобиля без вольтметра и прочих приспособлений. Ведь все, что вам необходимо, – открыть капот и заглянуть в то самое окошко. Но стоит отметить, что такой глазок есть не на всех аккумуляторах (особенно, если дело касается отечественных). Поэтому чтобы определить уровень заряда, нужно знать и другие методы.

Нагрузочная вилка

«Что» — спросите вы? Что это вообще такое? ДА ребята инструмент не популярный, да и встретишь его, пожалуй только на СТО. Однако проверка аккумулятора этим приспособлением самая точная.

Суть заключается вот в чем – это устройство подсоединяется к клеммам аккумулятора и дает ток короткого замыкания. Если без нагрузки батарея может вырабатывать 12,7 Вольта, то под нагрузкой напряжение конкретно, проседает.

Под нагрузкой напряжение на должно падать меньше 9 – 10 Вольт. После того как отсоединили нагрузку, происходит восстановление до 12,7Вольта. Если под нагрузкой происходит сильное проседание, до 3 — 5В – то батарея «дохлая»! Она не запустит двигатель авто.

То есть нагрузочная вилка имитирует нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля, если нагрузка выдержана, то батарею можно использовать. Еще раз подчеркну – проверка заряда на этом устройстве, самая точная и достоверная. Но как вы понимаете – нагрузочной вилки в простом гараже или у вас дома в 90% случаев не будет! Поэтому проверить, скорее всего получится только мультиметром.

От 0 до 100 или от 20 до 80. Как лучше?

Еще один миф повествует о том, что если постоянно разряжать смартфон до 0 %, а затем заряжать его до 100 %, то срок службы аккумулятора будет увеличен. Но давайте разберемся.

Обычно, литий-ионная батарея выдерживает 500−550 циклов полнойзарядки. Если вы не отправляетесь в поездку, где невозможно будет зарядить телефон, или нет другой острой нужды, то заряжать батарею на 100 % не стоит. Чтобы максимально продлить срок службы батареи лучше всего заряжать ее пару раз в день, например, от 20 до 80 %. Так вы сможете продлить срок службы аккумулятора в два, а то и три раза.

Какие факторы влияют на время заряда

Кроме мороза или жары, когда не обойтись без включения дополнительных приборов подогрева или охлаждения, на продолжительность заряда могут влиять следующие факторы:

  • Время суток.
  • Исправность электропроводки.
  • Состояние АКБ.

Двигаясь ночью или в условиях сильного тумана, потребуется включить освещение, которое будет забирать значительное количество электрического тока. Исправность электрического оборудования, особенно генератора, регулятора, клемм, и проводов, а также состояние самой АКБ также могут оказывать значительное влияние на время заряда аккумулятора.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Миф 5. Заряжать нужно только полностью разряженные аккумуляторы

Ещё один миф родом из тёмных времён, когда аккумуляторы были только NiMH (никель-металл-гидридные) и NiCd (никель-кадмиевые), обладающие «эффектом памяти». Действительно, при зарядке таких АКБ с неполным разрядом, со временем их ёмкость снижалась. Сегодня же в подавляющем большинстве устройств используются более продвинутые литий-полимерные (Li-Pol) аккумуляторы. «Эффект памяти» у них вообще отсутствует. Плюс, в отличие от прародителей, процессом их разряда управляет микрочип — даже при небольшом остатке заряда они отдают его с тем же напряжением и силой тока, что и при «полном баке».

Но тут стоит сделать оговорку: для работы этого чипа тоже необходимо питание — поэтому при падении уровня заряда «ниже нуля» аккумулятор может просто проигнорировать зарядное устройство. И тогда придётся «прокачивать» этот процесс нетрадиционными методами, которые уже могут повлиять на срок службы аккумулятора. В общем случае, рекомендуется пополнять заряд аккумулятора при падении до уровня 20–30%, не доводя его до 0%. Что же касается советов по проведению нескольких полных циклов заряда перед использованием устройства — такая «тренировка» будет лишь бесполезной тратой времени. Контроллер современных литиевых аккумуляторов и сам прекрасно справится с определением ёмкости.

Основные факторы, влияющие на работу АКБ

Разрядка устройства может произойти из-за неправильной эксплуатации. Иногда на это влияет нестабильная подпитка батареи: ее либо слишком сильно разряжают, либо слишком долгой держат подключенной к ЗУ.

Причиной разрядки АКБ чаще всего является неверная эксплуатация изделия

Если АКБ сильно разрядить и оставить в таком состоянии надолго, то наступает процесс сульфатации, когда губчатый свинец превращается в свинцовые соли. Этот процесс напоминает цирроз печени, когда живые активные клетки превращаются в соединительную ткань.

С другой стороны, нельзя часто использовать часто «быструю зарядку», которая не рекомендована производителями и может использоваться только в самых редких случаях. В противном случае активная масса батареи будет обсыпаться.

Также распространенная причина глубокого разряда АКБ – халатность водителя авто. Нередко автомобилисты забывают выключать фары, противотуманки, зажигание. В таком сотоянии машина может несколько дней простоять так в гараже. Важно отметить, что если автомобиль слишком долго находился на стоянке и заряд упал до 2 вольт, вернуть к жизни аккумулятор уже, скорее всего, не получится.

Что такое сухозаряженный аккумулятор и нужно ли его заряжать после покупки?

Широкое распространение сегодня получили так называемые сухозаряженные аккумуляторы, устанавливаемые на автомобилях, мотоциклах, мопедах, скутерах и т.п.

У сухозаряженных аккумуляторов при изготовлении пластины отформованы и заряжены, но при отправке в торговые сети в них не был залит электролит. После сборки в АКБ вставляют герметичные пробки, чтобы исключить попадание внутрь влаги и воздуха.

В чем преимущество сухозаряженных батарей? В таком состоянии срок хранения увеличивается до 5 лет.

Однако если вы купили сухозаряженный аккумулятор, то не рассчитывайте, что он уже готов к применению.

Что нужно иметь для ввода в эксплуатацию батареи и как это сделать?

Если в комплекте купленного аккумулятора есть инструкция, то необходимо её внимательно прочитать и следовать рекомендациям.

К некоторым видам импортных аккумуляторных батарей прилагается специальная ёмкость с готовым электролитом.

Читайте также  Сколько заряжать аккумуляторы

Если вы приобрели аккумулятор без запаса электролита, то необходимо купить уже готовый электролит в необходимом объёме. Подробнее об электролите можно почитать здесь.

Он продается в различной упаковке с плотностью 1,27-1,28 г/см3. По объёму электролита должно быть больше, чем объём аккумулятора. Если в инструкции к батарее не указан объем электролита, то подсчитать его приблизительно можно, исходя из геометрических размеров корпуса. Также может понадобиться и дистиллированная вода.

Также нужен будет ареометр и нагрузочная вилка и зарядное устройство. Как выбрать зарядное устройство можно прочитать в отдельной статье.

Перед началом процесса ввода в эксплуатацию сухозаряженной батареи её нужно подготовить: снять герметизационную наклейку, вынуть пробки из заливных горловин.

Процесс заливки электролита и последующей зарядки можно посмотреть здесь

Как отличить, если нет маркировки

Очень часто случается, что этикетки могут испортиться, да и нанесённая маркировка может стереться. Получается, что элемент питания остался вовсе без каких бы то ни было опознавательных знаков. В этом случае выручить может лишь мультиметр.

Аккумуляторные батареи всегда имеют указание ёмкости. Данный показатель даёт нам знать, как долго можно пользоваться аккумулятором и не заряжать его, а также в какой аппаратуре можно его применять. Помимо этого, следует учесть и напряжение.

Для аккумуляторной батареи характерны два значения:

  • 1,2 вольт;
  • 3,7 вольта.

У батареек таких значений несколько больше:

  • 1,5 вольта;
  • 1,55 вольта;
  • 3 вольта;
  • 3,6 вольта.

Если обратить внимание на последние строчки в первой и второй группе, то можно заметить, что они практически не отличаются. Отличие лишь на 0.1 вольта. Из-за этого аккумулятор можно принять за простую одноразовую батарейку. Обратное утверждение также справедливо.

Определить «кто есть кто» в такой ситуации может помочь обычный вольтметр. Но так как отличия могут быть мизерными, то нелишним будет почитать и указания на корпусе устройства.