Подробная инструкция по сборке самодельного ручного аэрографа

Современное направление живописи, где в качестве инструмента кроме краски используется сжатый воздух. С помощью нехитрого приспособления, которое впервые смастерил в 1879 году ювелир из Айовы, краска распыляется тонкой струей на поверхность. В качестве пульверизатора на первых аэрографах использовался ручной компрессор, позже его заменили на более компактное устройство. Изменялась и система подачи краски, и модификация рукоятки.

Сегодня с помощью стержня шариковой ручки, бытового компрессора или баллона нетрудно сделать удобный аэрограф для домашнего использования. Самодельные инструменты не смогут конкурировать с заводскими устройствами по точности нанесения мелкого рисунка. Но для декора средних и больших площадей, знакомства с принципами работы начинающему художнику этого инструмента вполне хватит.

Из каких элементов состоит компрессор

Аппарат необходим для выработки и подачи сжатого воздуха. Он состоит из следующих основных элементов:

  • ресивер;
  • воздушный насос;
  • техническая оснастка;
  • основание (станина).

Ресивер

Ресивер представляет собой герметичную емкость для хранения сжатого воздуха. Выполняют из металла или прочного пластика.

В самодельных установках небольшой мощности в качестве ресивера используют канистры, пластиковые бутылки. Такие устройства не требуют дополнительной контрольной аппаратуры.

В агрегатах высокой мощности используют пустые емкости порошковых огнетушителей и газовых баллонов. Высокая взрывоопасность требует оснащения контрольно-измерительными приборами.

Воздушный насос

Предназначен для нагнетания воздушных масс в ресивер. Представляет собой поршневой двигатель небольшой мощности. При движении поршня очередная порция сжатого воздуха выталкивается в устройство.

Для изготовления самодельного компрессора для аэрографа используются двигатели от холодильников, автомобилей, пылесосов, фенов.

Техническая оснастка

Служит для обслуживания и управления агрегатом. В состав технической оснастки входят:

  • контрольно-измерительная аппаратура;
  • соединительные шланги.

В качестве контрольно-измерительной аппаратуры используют редукторы, манометры, предохранительные клапаны, запорные вентили, реле давления.

В качестве соединительного оборудования используют резиновые или пластиковые соединительные шланги.

Основание

В качестве основания служит металлическая рамная конструкция. Она служит в качестве опорного механизма. Для перемещения аппарата раму оборудуют колесами. Для транспортировки агрегата служит складная рама.

Основные характеристики компрессоров

Рассматриваемое оборудование обладает достаточно большим количеством особенностей, которые должны учитываться. Наиболее важными можно назвать:

  1. Производительность воздуха. Как и многое подобное оборудование, рассматриваемое характеризуется пропускной способностью и производительностью. Измеряется подобный показатель в литрах, которые могут генерироваться в течение одной минуты.
  2. Следующим наиболее важным показателем можно назвать давление, которое может оборудование создать в системе. Измеряется показатель в барах.
  3. Мощность установленного электрического двигателя также имеет значение. Больше всего распространены именно подобные варианты исполнения, дизельные и бензиновые установки также характеризуются этим показателем.

Масло в компрессоре позволяет существенно повысить длительность его применения и другие свойства. Стоит учитывать, что подобное вещество не должно поступать в магистраль, так как оно может снизить качество полученной поверхности.

Делаем компрессор самостоятельно

Что нужно для создания компрессора:

  1. насос;
  2. ресивер;
  3. дополнительное оборудование;
  4. корпус.

Как создать компрессор своими руками? Прежде всего, нужно иметь представление об основных узлах конструкции.

Насос применяется для подачи воздуха в емкость ресивера, где он концентрируется и проходит выравнивание по давлению. К дополнительному оборудованию относятся соединительные шланги, клапаны и прочие необходимые приспособления. Для размещения всех узлов прибора используется корпус.

Смотрим видео, подробная инструкция:

В качестве насоса может быть использован любой прибор, способный создавать необходимое давление в пределах двух или более атмосфер. Пылесос или фен для таких целей не подойдут. Можно взять компрессор для аэрографии от старого холодильника или насос для автошин. Но узел от холодильника предпочтительней: он не перегревается и имеет хорошую мощность (30 атмосфер).

В качестве накопителя и распределителя воздушных потоков (ресивер) может служить газовый баллон либо простая пластиковая канистра/бутылка. Главное, чтобы емкость герметично закрывалась. Если вы конструируете мини-компрессор для аэрографии с пластиковым ресивером для небольшого давления, дополнительных приспособлений защиты не требуется.

Но если вы создаете аппарат с высоким давлением для большого объема работ, необходимо будет установить предохранительный клапан и реле. Для ресиверов мощного давления используют баллоны от огнетушителей или пропана/кислорода. Также используются автомобильные ресиверы.

Агрегат малого давления

Создание компрессора для аэрографа из автомобильных компрессоров — несложный вариант. Для изготовления такого прибора может быть использован электрический автонасос. Основа: аэрограф соединяется с мембранным насосом при помощи соединительных шлангов.

Для равномерной подачи воздуха к конструкции присоединяется ресивер из пластика. Если вы хотите упростить монтаж ресивера к конструкции, используйте расширительный бачок от авто. Результат: аппарат прекрасно справится с покраской деталей или небольших площадей поверхности.

Компрессор высокого давления

Для создания прибора высокого давления нужен будет поршневой узел от холодильника старой модели, а также емкость от огнетушителя на 5-10 литров. В конструкцию входит топливный фильтр от авто, резьбовой уплотнитель, манометр и реле давления с газовым редуктором. Также потребуются соединительные шланги, хомуты на шланги высокого давления, крепежные элементы и комплект газовых переходников. Все узлы нужно будет закрепить на платформе сварного типа (либо иной).

Внимание! Если пускозащитное реле на компрессоре холодильника отсутствует, его нужно будет установить самостоятельно либо сделать в мастерской. Реле будет защищать прибор от преждевременного износа.

После приобретения старого компрессора в нем необходимо заменить масло при помощи медицинского шприца, предварительно слив старое. Трубку следует сразу герметично закрыть во избежание выливания масла. После этих действий включите прибор на 15 минут, чтобы проверить работу узлов. Если вы попытаетесь включить компрессор для аэрографии без масла, аппарат выйдет из строя!

Смотрим видео, советы мастера:

Если все работает нормально, нужно заняться изготовлением ресивера. Лучший вариант — баллон от порошкового огнетушителя. После его приобретения удалите остатки порошка на улице: смесь содержит токсины, поэтому в помещении очищением емкости заниматься не рекомендуется.

  • Установить на входную трубку топливный фильтр от автомобиля при помощи шланга;
  • Соединить выходную трубку с ресивером при помощи этого же шланга;
  • Подключить реле к насосу;
  • Установить переходник на горловину огнетушителя;
  • На переходник установить крестовину;
  • На крестовину прикрепить реле;
  • С правой стороны конструкции установить редуктор, с левой — воздушный вентиль;
  • Соединить аэрограф шлангом с фильтром и зажать хомутом.

После этого проверьте «рабочесть» системы, сделав пробный запуск. Если необходимо, отрегулируйте давление: включение насоса при 6 атмосфер, выключение — при 2,5 атмосфер. После регулировки закрепите всю конструкцию на платформе при помощи холодной сварки или иным способом.

Преимущество создания компрессора для аэрографа своими руками налицо: невысокая себестоимость, низкий шумовой эффект, заменимость узлов. Цена самодельного аппарата будет в 2,5 раза ниже самого дешевого производственного аналога. Шум от холодильной установки — минимальный! А при поломке вы легко отремонтируете любой узел или поменяете на новый!

Этап третий: сборка в два этапа

Основная проблема при первой части сборки – это узел, который соединяет ресивер. В случае с огнетушителем вентиль вообще не подходит для этой конструкции. Поэтому его нужно спилить и приварить подходящий фитинговый проводник.

Читайте также  Регулятор напряжения 12 вольт

Для менее осторожной, но более быстрой сборки можно сделать следующее:

  1. Убрать управляющий элемент.
  2. Оставить только внутреннюю механику.
  3. К оставшимся выходам подобрать переходники с внутренней резьбой. Прижать при помощи разводного ключа. До «отказа» завинчивать не нужно, так как зачастую происходит нестыковка с переходниками.

Достаточно сделать надежный захват и смазать все поксиполом или холодной сваркой.

Второй этап сборки нужен для удобства и презентабельности изделия. Устройство не маленькое (детали холодильника, ресивер, множественные колени и переходники), и таскать его в руках не всегда продуктивно.

Поэтому используются дубовая доска или ДСП в качестве подставки. К ней монтируется с помощью саморезов машина, а на другой стороне нужно установить мебельные колеса для удобства и мобильности. Или же можно соорудить что-то типа тумбы, чтобы хранить в ней все, что нужно для покраски (непосредственно краску, насадки и т.д.). Туда же можно загрузить и запасные детали (переходники, гайки, ключи).

Сколько будет стоить сборка подобного нагнетателя?

Вопрос стоимости сильно зависит от того, что есть у вас в наличии. Можно довольно просто найти на даче старый холодильник (в крайнем случае, купить его у соседа по даче за пару сотен). Также на сайте объявлений можно подыскать очень дешево мембранный бак для ресивера. Шланги и соединители придется купить новые, а вот реле и датчики станут самым большим элементом расходов. Подсчет будет для каждого индивидуальным, а мы выполним примерную калькуляцию:

  1. Компрессор – можно и нужно использовать подержанный вариант (200 рублей).
  2. Ресивер – покупаем старый ржавый бак, доводим до кондиции своими руками (200 рублей).
  3. Соединители – здесь комплект у каждого будет своим, нужны хорошие материалы (1000 рублей).
  4. Датчики и реле – набор также будет индивидуальным, так что стоимость отличается (300 рублей).
  5. Аэрограф и прочие аксессуары для работы – полностью индивидуальный бюджет.

Так как мы говорим непосредственно о нагнетающем оборудовании для покраски, сам аэрограф можно упустить из виду. Итого выходит, что за 1700 рублей можно создать вполне функциональный и качественный нагнетатель с хорошими настройками для аэрографии. Сделать компрессор для покраски автомобиля полностью также можно подобным образом, но давление в данном случае должно быть выше.

Сравним по стоимости с новыми устройствами для покраски

В качестве альтернативы за такие же деньги теоретически можно найти компрессорное устройство на рынке. Но это будет устройство китайского производства, без ресивера, с производительностью максимум 10 литров в час. Шланги вам придется заменить в скором времени, а также есть смысл поменять многие другие детали.

В итоге, заплаченные пару тысяч рублей окажутся только началом ваших затрат. Если вы решили покупать устройство для покрасочных работ, стоит отдать предпочтение качественному и надежному варианту техники. Это будет стоить в разы дороже, чем собрать компрессорное оборудование из подручных материалов. Поэтому самостоятельная сборка все еще остается актуальной и выгодной задачей.

Самодельная установка для аэрографии – нюансы работы и уход

Проблематично выполнить аэрографию на автомобильном кузове, если отсутствует опыт работы с прибором. Важно тщательно разобраться, как пользоваться аэрографом. Желательно потренироваться на листе металла, отработать технику на горизонтальных линиях, а затем приступить к изогнутым полосам и окружностям.

Следует запомнить следующие правила работы:

  • насыщенность рисунка и толщина штрихов определяется расстоянием от сопла до поверхности. С увеличением расстояния возрастает ширина линии;
  • перпендикулярное расположение оси рабочего инструмента к поверхности предохранит разбрызгивание краски и обеспечит четкость рисунка;
  • плотность штрихов и их насыщенность определяется продолжительностью нахождения устройства над зоной окрашивания.

Помните, что важно не спеша перемещать рукой аэрограф. Это позволит выполнить рисунок без подтеков, а также избавиться от неокрашенных участков и пятен. Для обеспечения долговечности устройства необходимо ополаскивать сопло в растворителе. При выполнении художественных работ не должно быть сквозняка или ветра.

Соблюдение простых правил позволит овладеть художественной росписью, разновидностью которой является аэрография. Освоить это искусство по силам каждому. Достаточно «набить руку» и ваш автомобиль будет всегда выделяться из общего потока машин оригинальным рисунком!

Как соорудить стандартный аэрограф?

Схема аэрографа из шариковой ручки.

Обыкновенный инструмент внутреннего смешения можно выполнить в домашних условиях. Для этого надо будет подготовить такие элементы:

  • трубы от капельницы;
  • шариковая ручка;
  • неиспользуемый стержень;
  • маленькая емкость с крышкой (можно использовать коробку от фотопленки);
  • насосная конструкция любого типа (аквариумный компрессор, баллон со сжатым воздухом, насос для подкачки лодки).

Прежде всего понадобится отделить головную часть стержня и промыть его. Нужно убедиться в том, что в стержне нет чернил. В крышке емкости надо сделать углубление под стержень, установить его и зафиксировать при помощи эпоксидной клеящей смеси так, чтобы стержень не доставал до нижней части резервуара приблизительно на 5 мм.

Верхнюю часть стержня при помощи проволоки, перфорированной ленты или других средств надо зафиксировать перпендикулярно основанию ручки (с той стороны, где она сужается) так, чтобы воздух, который выходит из узкого углубления в корпусе, направлялся на крайнюю часть стержня. Другую часть ручки через трубу капельницы нужно подсоединить к насосной конструкции. Далее можно будет выполнить испытания, набрав в резервуар небольшое количество краски.

Поток воздуха, который поступает в основание ручки, будет создавать на выходе место пониженного давления. В результате краска при условии оптимального атмосферного давления будет подниматься по стержню, после чего попадать в поток воздуха и распыляться.

Путем изменения расстояния между соплом ручки и стержнем будет возможность отрегулировать красящий факел. Подобное самодельное устройство не подходит для того, чтобы наносить рисунки на автомобильный кузов, однако для получения начального опыта пригодится.

Компрессор своими руками из старого холодильника

Компрессор из пожилого холодильника обычно получается тихий, хотя и не особо мощный в сравнении с промышленными образцами. Но для аэрографии, подкачки шин, обдува, покраски автозапчастей, отлично подходит.

Чтобы его собрать, обязательно потребуются следующие детали:

  1. Мотор от холодильника. Нужно перекусить медные трубочки и проводку, обмотать срезы на моторе и холодильнике, чтобы не замусорить дом.
  2. Огнетушитель. Лучше взять углекислотный, поскольку он сможет выдержать большое давление. Для небольших работ подойдет баллон в 5 л, а для больших понадобиться 10-литровый баллон.
  3. Регулятор давления. Он потребуется для подачи необходимого давления на инструмент.
  4. Манометр. Он будет показывать давление в баллоне.
  5. Обратный клапан. Он потребуется, чтобы во время выключения мотора баллонное давление по нему не било.
  6. Вентиль, чтобы сбрасывать давление из шлангов, которые ведут к баллону.
  7. Фильтр – влагоотделитель.
  8. Шланг.
  9. Топливные фильтры, хомуты, выключатель для моторчика, лента ФУМ.

Сборка компрессора своими руками происходит следующим образом:

  1. Трубки из меди нужно обязательно только перекусывать, а ни в коем случае не пилить.
  2. Из моторчика видны 3 трубочки. 1 из них закрыта. Это трубка, чтобы менять масло. Нужно включить на некоторое время мотор, определить место входа и выхода воздуха. Мотор может сразу не заработать, необходимо под крышкой реле подсоединить провода напрямую. Длина трубки должна быть 10 см. Трубку входа пока оставить нетронутой.
  3. Когда двигатель начнет работать, то можно заменить масло. Вливать нужно около 200 мл. После заливки нужно трубку закрыть. Далее на трубку входа устанавливается топливный фильтр.
Читайте также  Тв 320

Как происходит работа с ресивером?

Сначала высверливаются отверстия, чтобы подсоединить ресивер к входу воздуха и аэрографу либо прикрутить водопроводную крестовину. Металлическую полость необходимо освободить от мусора после сверления. Далее трубочки от установленной крестовины соединяются с манометром холодной сваркой и шлангами, проверяется подача воздуха.

Необходимо всегда учитывать, что для отличной аэрографии необходим абсолютно чистый воздух.

По этой причине на вход двигателя рекомендуется надеть фильтр.

Компрессор на базе мембранного насоса

Мини компрессор для аэрографа можно без особых затрат соорудить из автомобильного насоса. Конечно, он будет уступать профессиональным аппаратам по производительности, но вполне сгодится для обработки деталей небольшого размера.

Аэрограф с компрессором мембранного типа имеет меньшую стоимость, и выбор такого агрегата оправдан при необходимости выполнения работ небольшого объема, которые не занимают продолжительное время.

Мембранный компрессор осуществляет подачу воздуха за счет колебаний мембраны и может подавать давление до 3,5 атм. В самом общем случае аэрограф подключается к мембранному компрессору посредством шланга. Систему надо дополнить ресивером, чтобы избежать пульсаций потока воздуха, из-за которых краска может распределяться неравномерно.

Для этой цели можно использовать обычную пятилитровую канистру из пластика. Также подойдет автомобильный расширительный бачок, за счет наличия выходных патрубков его монтаж будет намного проще. Шланги надевают на патрубки, фиксируют при помощи хомутов и компрессор можно использовать по назначению.

Дополнительная информация:
[ro-youtube-related]Самодельный аэрограф работающий от автомобильного насоса[/ro-youtube-related]

На фанерный лист или плиту из ДСП болтами крепим ресиверную емкость, отремонтированный компрессор, реле пусковое и регулятор-маслоотделитель. Монтаж фильтров проводится на входной патрубок, между компрессором и ресивером. На входе также монтируется обратный клапан, а ниже ставится реле для включения.

  • с внешним смешением. Это наиболее простая в сборке и в эксплуатации разновидность аэрографов. Именно такие аппараты, как правило, собирают своими руками (при этом за основу может быть взята деталь старого пылесоса или же самая обыкновенная шариковая ручка). Данный тип аэрографа предназначается в основном для окрашивания больших поверхностей и отлично подойдет для создания фонового рисунка на авто;

Аэрограф с внешним смешиванием

  • с внутренним смешением. Это более сложная разновидность аэрографов. Ее особенность заключается в том, что смешение воздуха с краской происходит непосредственно внутри инструмента, корпус которого представлен специальной распыляющей головкой.

Аэрограф с внутренним смешением

С помощью регулятора поднимаю давление – стало лучше. Несколько пробных попыток – и становиться ясно, что давление в пределах от 2,0 до 2.2 атм – необходимое и достаточное. Именно этот диапазон отлично позволяет держать данный ресивер, но если на постоянную стравливать воздух через полностью открытый аэрограф – воздуха уже не хватает.

В первую очередь нужно собрать патрон и фиксатор иголки. Изготовить его нужно из шприца, стержня гелевой ручки, пружинки авторучки и болта. Из корпуса извлечь поршень, пружинку опустить внутрь (она должна быть рядом с тонким соплом), в стержне сделать отверстие и вставить болтик, причем они должны быть перпендикулярны по отношению друг к другу.

Эта конструкция в дальнейшем вставляется в корпус.

  • Далее, следует отрезать небольшую часть корпуса ручки длиной 35 мм. Сделайте отметку в нужном месте и отпилите часть трубки с помощью ножовки по металлу.
  • Зажмите отпиленную часть корпуса ручки в тиски в вертикальном положении.
  • Сделайте с помощью треугольного надфиля пропил в торце трубки, как показано на следующем фото.

    Самая простая конструкция представляет собой аэрограф, соединенный напрямую со шлангом мембранного компрессора. Учитывая пульсацию воздушного потока, создаваемого насосом, слои краски будут ложиться неравномерно. Чтобы этого избежать, необходимо включить в систему хотя бы самый примитивный ресивер.

    Не стоит забывать о том, что Вы должны также иметь и емкость для краски (ну например удобную для руки баночку с крышкой). А для большего удобства можно сделать что-то вроде клапана подачи краски. Для этого необходимо в корпусе ручки просверлить отверстие диаметром около 3-х мм.

    При закрытии отверстия пальцем, воздух будет идти, как положено – через сопло, на конце стержня будет создаваться разряжение, и краска, поднимаясь по стержню, будет разбрызгиваться. Если же убрать палец с отверстия, то весь воздух будет проходить через него и никакого разбрызгивания не получится.

    Последние 7 лет пользуюсь небулайзерным ингалятором. Практично, удобно, работать можно достаточно долго, хотя греется конечно. Заодно, когда не дай Б-г кто болеет, аэрограф заменяется на штатную маску и девайс используется по прямому назначению. Работает тихо.

    Масла в нем по определению нет. Пульсация потока выравнивается в шланге, ресивер не нужен. Все барахло убирается на место маски, внутрь корпуса.

    Работает тихо. Размеры маленькие. Ручка сверху есть, носить можно.

    Стоимость порядка 3500 рублей, уже давно окупилась.
    Да и коллеги, которых я убедил воспользоваться этим агрегатом тоже довольны.
    Так что альтернатива есть.
    Один только недостаток с аэрографами двойного действия нельзя работать. Впрочем к последним нужен фирменный компрессор.

    Владельцы автомобилей в последнее время стали часто использовать аэрографию — каждый из них мечтает, чтобы среди множества транспортных средств его автомобиль был особенным. Аэрография — это нанесение рисунка на кузов специальными красками с помощью аэрографа. Такую работу могут сделать не только профессиональные художники, но и простые автолюбители.

    Как сделать аэрографию своими руками новичкам? Можно воспользоваться трафаретами. Но чтобы изображения получались красивыми и живыми, требуются дорогие инструменты. К счастью, можно обойтись и более доступными вариантами…