СЛОВАРЬ хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств

СЛОВАРЬ хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств

Эта презентация создавалась с целью ведения учащимися словаря хореграфических теминов, которые чаще всего встречаются им на уроках хореографии. Чтобы материал был более наглядным, каждый термин снабжен фотографиями. Плюс к этомй при записи в тетрадь словарь очередного термина, я использую видео, показывающее как правильно исполнять движение, описание которого на данный момент изучается.

А — A (En)

  • Assemblé (pas) (от гл. assembler — собирать) — движение, при котором работающая нога, открывающаяся в любом направлении на носок в пол либо на воздух одновременно с приседанием на опорной ноге, собирается в V позицию на полупальцы (пальцы) с последующим окончанием движения в demi-plié.

Во время выполнения прыжка (pas assemblé sauté) собирание ног производится в воздухе, на прыжке. Прыжок может исполняться как на месте, начиная с броска ноги на небольшую высоту, на малом прыжке (petit pas assemblé), так и с продвижением, начиная с сильного броска ноги на высоту 70-90° и на предельно высоком взлёте (grand pas assemblé). В то время как petit pas assemblé начинается с небольшого броска ноги из V позиции (перед началом которого может также исполняться pas coupé), grand pas assemblé для достижения максимальной высоты прыжка всегда начинается с подхода, служить которым могут такие движения как шаги, pas glissade, pas tombé, sissonne tombeé, pas failli и др., а сам бросок для усиления взлётного посыла выполняется из IV позиции. Для достижения баллона руки должны активно подхватываться в позицию, помогая прыжку. Прыжок может дополнительно усложняться заноской (pas assemblé battu). Максимально виртуозный вариант прыжка — grand pas assemblé en tournant — может выполняться и с двойным оборотом вокруг себя (муж.) [3] :245 . Pas double assemblé (выполняется с подъёмом на полупальцы/пальцы либо на малом прыжке) отличается тем, что движение проделывается дважды с одной и той же ноги, причём при выполнении в сторону существует правило, по которому смена ног в V позиции происходит на втором движении.

  • Emboîté
  1. Движение на пуантах, в котором опорная нога стоит на пальце, а рабочая в положении sur le cou de pied, затем открывается в dégagé и корпус переносится на другую ногу. Движение может быть (entournant) с поворотом 90°, и через petit Battements.
  2. Движение в прыжке исполняется по тому же принципу, в переменой ног. Основной ошибкой выполнения Emboîté может быть не слишком близкое положение ног, которые должны аккуратно переходить из позиций, а также прямая вертикаль корпуса.
  • En avant (вперёд) — термин, указывающий на то, что одна нога находится впереди другой или на то, что танцовщик продвигается вперёд
  • En arrière (назад) — термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой или на то, что танцовщик продвигается назад
  • En dedans (во внутрь) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению к опорной ноге
  • En dehors (наружу) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению от опорной ноги
  • En l’air (в воздухе) — термин, указывающий на движение, которое исполняется в воздухе: Rond de jambe en l’air, Tour en l’air
  • En manège — см. Manège
  • En tournant (в повороте) — термин, указывающий на движение, исполняемое одновременно с поворотом корпуса: Pas de bourée en tournant, Echappe en tournant
  • En face (напротив) — термин, указывающий на то, что исполнитель обращён лицом к зрительному залу
  • Entrée (вход) — Первая часть Pas de deux, Pas de trois, Grand pas, Pas d’actions
  • Entrechat (антраш́а — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра. Royal, Entrechat trois, entrechat quatre (одна смена ног с сохранением épaulement, на муз. счёт 4), entrechat cinq, entrechat six, entrechat huit.

  • Battements (биение, удары) — группа движений классического танца, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц, координацию движений всего тела:
  • Battements Tendus (тянуть, вытягивать): Battements tendus Jeté (бросать) (на 45°), Battements tendus pour batterie (подготовка к заноскам), Grands Battements Jeté (выше 90°), Grands Battements Jeté pointe, Grands Battements Jeté balancé.
  • Battements relevélent (в адажио)
  • Battements sur le cou-de-pied: Battements frappé (ударять), Battements double frappé, Petit battements sur le cou-de-pied, Battements battu (battre — бить), Battements Fondus (fondre — таять) — 45° и 90°, Battements soutenu (soutenir — поддерживать) — вперёд, в сторону, назад
  • Battements Developpes (Developper — развивать). Движение: рабочая нога скользит по опорой ноге с вытянутыми пальцами и открывается вперед, в сторону, назад. Battements Retire (забирать, тянуть обратно). Grands Battements Developpes Passe (passer — проводить)
  • Brise (Briser — разбивать) — маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой. Прыжок Бризе заканчивается в V позиции. Разновидность: Brise dessus-dessous. Французское слово Briseобозначает лёгкий и порывистый морской ветер бриз
  • Pas de Bourres (мн.число) (фр.pas de bourree ) Pas de Bourree suivi — означает последовательный мелкий перебор ногами на пуантах в пятой позиции с продвижением вперёд, в сторону и назад. Это движение часто встречается в выходе Мирты во втором акте балета «Жизель», а также является основным движением «Лебедя» на музыку Сен-Санса.

Виртуозность

Чтобы прыжок в балете был легким, воздушным, создавал ощущение невесомости и полета, ученики должны годами долго и упорно трудиться. Решающее значение имеет сила мышц, координация движений, хорошая растяжка, гибкость и подвижность суставов.

В сравнении с мягкими ногами обычных людей икроножные мышцы балерины имеют стальную твердость.

Когда танцор разбегается перед прыжком, он развивает высокую горизонтальную скорость — 8 м/с, а вертикальную — 4,6 м/с. Если мыслить научными терминами, то ускорение артистов при прыжке в балете составляет 2g, что сравнимо с разбегом самолета.

Позиции ног

5 «открытых» позиций классического танца строго регламентированы и выполняются при предельно выворотном положении ног. Во всех позициях вес тела распределяется равномерно на обеих ногах.

I позиция

Пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

II позиция

Стопы разведены в стороны и расположены на одной прямой линии, расстояние между пятками равно длине стопы или превышает её.

III позиция

Одна нога располагается впереди другой, ступни прилегают одна к другой, при этом пятка одной ноги соприкасается с серединой ступни другой (то есть одна стопа наполовину закрывает другую). III позиция широко используется в историко-бытовом танце, также с этой позиции начинается изучение азов классического танца: постепенно, с развитием выворотности и укреплением мыщц, учащиеся переходят к исполнению движений из V позиции.

Читайте также  Автоматы на счетчик

IV позиция

Одна нога располагается впереди другой, при этом пятка одной ноги находится напротив носка другой; расстояние между стопами равно длине стопы или превышает её. В западной школе эта позиция обозначается как IV скрещенная (croisé), в отличие от IV открытой, при выполнении которой обе пятки находятся на одной линии.

V позиция

Одна нога располагается впереди другой, ступни плотно прилегают друг к другу, при этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой. Эта позиция также называется sus-sous (с фр. — «над-под»).

В XX веке педагог и балетмейстер Серж Лифарь начал использовать для положений стоп такие обозначения, как шестая и седьмая позиции:

VI позиция

Пятки вместе, стопы соприкасаются внутренней стороной. Эта невыворотная позиция также обозначается как параллельная или I прямая.

VII позиция

Широкая IV позиция, выполненная на полупальцах, пальцах или стоя на каблуках. Существует два варианта VII позиции — в зависимости от того, правая или же левая нога находится впереди.

Кроме выворотных (открытых) классических позиций, существуют выстраиваемые из них прямые (параллельные) и закрытые позиции, которые широко используются в академическом характерном, народно-сценическом и современном танцах.

[править] Позиции ног

Позиции ног классического балета строго регламентированы. Всего их пять.

  • Первая позиция ног: пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.
  • Вторая позиция: стопы выворочены и расположены на одной прямой линии, расстояние между пятками составляют длину стопы (то есть примерно на 33 см [1] ).
  • Третья позиция: ступни прилегают одна к другой так, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (то есть одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко [1] .
  • Четвертая позиция: выворотные ступни, располагаясь параллельно, отстоят друг от друга на длину стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно.
  • Пятая позиция: ступни, плотно прилегая друг к другу, расположены рядом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой. Эта позиция сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.

    В ХХ веке выдающийся русско-французский балетный деятель Серж Лифарь разработал ещё два положения, названных им шестая позиция и седьмая позиция. Эти две позиции не вошли в канонические и используются редко.

    • Шестая позиция: ноги расположены обычным параллельным образом.
    • Седьмая позиция: эта позиция исходит из четвертой классической позиции, но с учетом пуантов и каблуков. Существуют две седьмые позиции, в зависимости от расположенной впереди ноги (правая или левая).

    ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

    Классический балет – сюжетный танец, где танцоры всегда посредством танца рассказывают некую историю. Классический многоактный балет традиционно посвящен мифам, сказкам, историческим темам. Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

    На видео: эпизод из балета «Лебединое озеро»

    Классический балет

    Термин «Классический балет» служит преимущественно для обозначения европейского балета, сложившегося на протяжении XVI-XIX веков.

    Классический Балет — это, прежде всего высшая ступень хореографии (от греческого choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально — сценического представления.

    В балете исторически выработались различные музыкально-хореографические формы:

    • дуэтная форма (па-де-де),
    • групповые
    • массовые танцы (па-детруа, па-де-катр, гран па).

    Термин «Балет» распространяется как на многоактные спектакли, так и на одноактные миниатюры, отдельные танцевальные сцены, входящие в оперы.

    Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами балета, в числе которых:

    балерина и первый танцовщик,

    Слово Корифей пришло к нам из греческого языка – это руководитель хора в древнегреческой трагедии. Основная функция корифея – это коммуникация, сообщение между актерами и хором. Корифей в балете — это артист, который является лидером кордебалета, исполняет в спектакле солирующую партию.

    Балет многообразен:

    • сюжетный – классический повествовательный многоактный балет,
    • драмбалет;
    • бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.

    По жанру балет может быть:

    • комическим,
    • героическим,
    • фольклорным.

    XX век принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет («Современный балет»)

    Технические особенности:

    Классический балет — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке.

    Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.

    В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ.

    Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.

    Урок классического танца — совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков.

    В классической школе урок состоит из нескольких частей:

    • экзерсис y станка;
    • экзерсис на середине зала;
    • адажио;
    • аллегро;
    • упражнения на пальцах (в женском танце).

    Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.

    Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

    В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

    Зарождение балета

    Танцевальный класс Эдгара Дега, 1872 год.

    В начале, как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище.

    Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

    Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать.

    Самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером.

    Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

    Русский балет

    В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.

    Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

    Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.

    Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

    Терминология

    Балетная лексика и названия балетных pas пишутся на французском языке, в старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки (фр. pasdechat), рыбки (фр. pasdepoisson), ножниц (фр. pasdeciseaux) и другие.

    Некоторые термины на слух, и используются в других областях, так как имеют общий корень, например, движение фуэте (фр. fouett?) с общим словом «взбитые», во французской кулинарии означает «взбитые сливки»

    Известны такие слова и значения, как Pasdedeux, балерина, артисты и солисты балета, пачка , пуанты, элевация, а также батманы (фр. battementsбиения) — базисного движения в классическом танце во множестве форм, начиная с battements tendus.

    Упражнения преследуют эстетические и тренировочные цели, вырабатывают определенные умения вытягивать ноги в прямые линии, точно исполнять различные его варианты: от резкого броска ноги и плавного её поднятия до обратного опускания или сгибания.

    Балет как искусство

    В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

    В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии.

    В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

    Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора»

    В XVIII — XIX веках артист мог быть одновременно актёром и танцовщиком, так как особого развития физических возможностей не требовалось.

    В конце XIX века и в начале XX века театральные школы разделились, но в репертуаре многих театров одновременно были драмы, балетные дивертисментные отделения и оперетты.

    Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Ярославич Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableauxvivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский в первую очередь был художником.

    Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина», «ожившая фотография» и «ожившая скульптура». Для того, чтобы поставить, сначала нужно увидеть, нарисовать и слепить.

    «Музыкально ожившие» картины родились из серии «заграничных» рисунков Виктора Гартмана, увиденных в 1874 году на выставке Модестом Мусоргским, который в память о друге написал для фортепиано знаменитую сюиту — серию музыкальных картин — «Картинки с выставки», изданную в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и многократно оркестрованную.

    Известный балетный номер «Баба Яга», поставленный Леонидом Якобсоном на оркестрованный музыкальный номер М. П. Мусоргского, стал неотъемлемым эстетическим нюансом всех концертных программ.

    «Танцевально ожили» «Картинки с выставки» и в 1963 году, когда Ф. В. Лопухов поставил балет на сцене театра Станиславского.

    Дирижер

    В классическом балете играет симфонический оркестр. Это сплоченный живой организм, рождающий завораживающую музыку, без которой не случилось бы чуда рождения балета. Оркестр и его руководитель – дирижер – это неотъемлемая и очень важная часть балетного спектакля. Русский балет гордится своими музыкантами и дирижерами. Выдающимися дирижерами являются Александр Копылов, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Александр Лавренюк, Виктор Федотов, Георгий Жемчужин, Евгений Светланов, Евгений Колобов и др.

    Особенности

    Помимо обозначений есть и другие признаки, по которым хореография отличается от балета:

    1. Театрализованное действие. Балет является художественным произведением, которое имеет свой сюжет. Это спектакль, в котором люди не говорят, а танцуют, выражая эмоции и передавая события жестами и па. Балетные представления проводятся в декорациях и костюмах. Хореографические постановки могут показываться вообще без окружающего антуража, это скорее, набор движений, танец в широком понимании, часто имеющий абстрактное значение.

    2. Участники. Балет, обычно, демонстрируется группой артистов, среди которых могут выделяться солисты. Хореографическое представление может быть показано как одним танцором, так и коллективом.

    3. Музыкальное сопровождение. В традиционном балете задействуются произведения европейских классиков, популярны П. Чайковский, Ж-Б. Люлли, И. Стравинский и другие. Для хореографии подбор музыки не столь принципиален, в качестве аккомпанемента могут использоваться разные музыкальные жанры, вплоть до хип-хопа, техно, хауса.

    Балет как искусство

    В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

    В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В тоже время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

    Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора»

    В XVIII — XIX веках артист мог быть одновременно актёром и танцовщиком, так как особого развития физических возможностей не требовалось.

    В конце XIX века и в начале XX века театральные школы разделились, но в репертуаре многих театров одновременно были драмы, балетные дивертисментные отделения и оперетты. Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Ярославич Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский в первую очередь был художником. Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина» [2] , «ожившая фотография» и «ожившая скульптура» [3] [4] . Для того, чтобы поставить, сначала нужно увидеть, нарисовать и слепить.

    «Музыкально ожившие» картины родились из серии «заграничных» рисунков Виктора Гартмана, увиденных в 1874 году на выставке Модестом Мусоргским, который в память о друге написал для фортепиано знаменитую сюиту — серию музыкальных картин — «Картинки с выставки», изданную в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и многократно оркестрованную.

    Известный балетный номер «Баба Яга», поставленный Леонидом Якобсоном [5] на оркестрованный музыкальный номер М. П. Мусоргского, стал неотъемлемым эстетическим нюансом всех концертных программ.

    «Танцевально ожили» «Картинки с выставки» и в 1963 году, когда Ф. В. Лопухов поставил балет на сцене театра Станиславского [6] .

    Таким образом, живопись ожила сначала музыкально, затем пластически.