Почему дизеля идут в разнос? Причины явления и как дизельный двигатель остановить

Почему дизеля идут в разнос? Причины явления и как дизельный двигатель остановить

19 июля 2017 Категория: Диагностика неисправностей автомобиля

Самыми распространенными двигателями внутреннего сгорания являются дизельные и бензиновые агрегаты.

Как известно бензиновые моторы появились на много раньше, однако в настоящее время их популярность падает. Все чаще выбор автолюбителя падает именно на дизельный мотор, и в этом нет ничего необычно. Так как дизельные двигатели обладают рядом несомненных преимуществ:

  • Высокий уровень КПД;
  • Обладает лучшими мощностными характеристиками;
  • Более экономичен;
  • Сравнительно невысокая цена топлива.

Но и у этих моторов есть серьезные недостатки, и одним из них является неконтролируемое увеличение оборотов двигателя. Что это значит, чем грозит, почему дизель идет в разнос, и как остановить такой ДВС? О причинах разрушительного явления, а также способах остановки дизельного двигателя и пойдет речь в нашей статье.

Что такое разнос двигателя?

Количество дизельного транспорта с каждым днем все увеличивается. Поэтому достаточно часто можно наблюдать картину идущий автомобиль в клубах черного дыма. Или из выхлопной трубы легкового автомобиля вылетает едкий дым с достаточно громкими хлопками. В отдельных случаях наблюдаются вспышки пламени. Это является первым признаком проблемы, которую называют, разнос дизельного двигателя.

Разнос двигателя — это повышение оборотов двигателя до критических значений. Данное событие для водителя неподконтрольно. Опасность проявляется во время движения, так как разгон или торможение может спровоцировать аварию.

Даже если эксплуатировать машину в спокойном режиме, повышенные обороты способны полностью вывести из строя мотор. На панели приборов стрелка тахометра будет располагаться в зоне, отмеченной красным.

К последствиям разноса двигателя можно отнести следующие проблемы:

  • Поломка коленчатого вала;
  • Начинается процесс плавления клапанов и поршней;
  • Возможен взрыв двигателя, при котором осколки разлетятся по всем системам автомобиля, расположенным под капотом.

Устраняем разнос двигателя

Когда в вашем автомобиле произошел разнос двигателя, в первую очередь следует прекратить подачу топлива, сделать это можно, отсоединив трубку подачи горючего. Затем нагрузите двигатель. Необходимую нагрузку можно дать следующим образом: включив четвертую или пятую передачу, резко нажмите на тормоз. После этих действий двигатель должен заглохнуть. Если же данные меры не дали результата, то нужно также перекрыть подачу воздуха в систему. Однако осуществить это не так уж и легко, так как при наличии турбины простая тряпка не поможет, нужно что-то посущественнее.

Но проделать все вышеперечисленные действия необходимо достаточно оперативно, так как такие последствия, как возгорание в выпускном коллекторе, могут привести к весьма печальному результату. Дабы не сталкиваться со столь неприятной проблемой, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание, замену цилиндро-поршневой группы, не допускать скопления моторного масла в тракте, а также осуществлять контроль работы центробежного регулятора и ТНВД.

Как было сказано ранее, двигатель может уйти в разнос сразу после запуска или после резкого уменьшения нагрузки. Диагностировать неисправность можно по тахометру: холостые обороты будут находиться не на нормальном уровне. Кроме того, появится резкий гул двигателя, сопровождающийся повышенным выделением черного выхлопного дыма.

Что касается движения на передаче, то автомобиль начнет самостоятельно очень быстро набирать скорость. Тут стоит сказать, что такое поведение машины крайне опасно, а потому необходимо принять быстрые и решительные меры.

Прежде всего, включите нейтральную передачу и остановите автомобиль на обочине. Будет лучше, если это будет безлюдное место, чтобы не представлять опасности для окружающих. Далее необходимо остановить двигатель. Если мотор ушел в разнос, то сделать это привычным способом будет не возможно, поэтому нужно выйти из машины и выключить двигатель принудительным способом. Для этого, можно перерубить топливные трубки. Таким образом, прекратится подача топлива и мотор остановится. Трубки расположены на бензобаке или топливной рампе под капотом. Какие рубить – ваш выбор, но он должен основываться на быстроте ваших действий.

Другой способ – это «кислородное голодание». Необходимо снять воздушный фильтр, или не снимая его, заткнуть плотной тканью или любым другим материалом воздушную трубу. Таким образом, воздух перестанет идти в камеру сгорания и мотор остановится. Дальнейшее движение возможно только на буксире. К сожалению, двигаться на таком двигателе нельзя.

Дизель пошел в разнос: причины неисправности

Ответить, почему дизельный двигатель идет вразнос, помогает изучение особенностей системы топливоподачи и воспламенения смеси в двигателях данного типа. Обороты бензинового мотора напрямую зависят от степени открытия дроссельной заслонки, через которую поступает необходимый для сгорания бензина воздух. Чем больше подается воздуха, тем больше сгорит топлива.

Что касается дизеля, то подача воздуха в таких моторах не ограничена, а управление частотой оборотов коленвала осуществляется посредством дозирования топлива, подаваемого в цилиндры. Более того, смесь топлива и воздуха воспламеняется в дизеле не от искры, а от сжатия и нагрева. Получается, дизель работает до того момента, пока в камере сгорания есть топливо.

Подача топлива и ТНВД

Вполне очевидно, что нарушения, связанные с работой систем подачи топлива, могут привести к разносу дизельного двигателя. В данном случае речь идет о ТНВД, который отвечает за точное дозирование топлива. Для того чтобы дизель поддерживал строго заданные обороты, в конструкции используется центробежный регулятор. Указанный регулятор ограничивает подачу солярки при увеличении частоты вращения коленвала.

ТНВД имеет прямую взаимосвязь с коленчатым валом через редуктор. Рост оборотов коленвала заставляет насос подавать еще больше топлива, получается замкнутый круг. В результате такой зависимости ТНВД от оборотов двигателя насос попросту заливает цилиндры соляркой, дизель быстро выходит на максимум оборотов и далее идет в разнос.

Попадание моторного масла в камеру сгорания

Данная проблема встречается реже, чем разнос дизеля по причине неисправностей ТНВД, а также более свойственна дизельным двигателям с неисправным турбокомпрессором. Необходимость смазывать и охлаждать турбину заставляет конструкторов подавать в устройство моторное масло. Масло отличается горючестью при высоких температурах. Высокая степень сжатия в цилиндрах дизельного двигателя обеспечивает очень высокую температуру в момент окончания такта сжатия. При условии обильной течи масла в турбине и попадания его в цилиндры смазка закономерно начинает гореть.

Дополнительно масло может попадать в цилиндры через систему вентиляции картера, так как картер двигателя соединяется с впускным коллектором для того, чтобы вентилировать масляные пары в процессе работы ДВС. Износ поршневых колец позволяет газам активно прорываться в картер, давление картерных газов растет (дизель сапунит), количество паров масла во впуске увеличивается.

Сгорание масла в рабочей камере заставляет дизель набирать обороты. Рост оборотов повышает давление масла в системе смазки двигателя. Снова получается замкнутый круг, в результате чего масло под давлением все более интенсивно проникает в цилиндры через турбину и воздушный фильтр. Дизель в этом случае также идет в разнос.

Прежде всего, вам нужно перекрыть подачу топлива:

Читайте также  Как помыть неоткрывающиеся окна

В легковых авто – повернуть ключ в замке зажигания. Это приведет в действие электрический клапан, из-за чего подача солярки остановится.

В грузовых авто, тракторах, автобусах — нужно нажать кнопку, которая находится возле водителя на полу или на панели приборов. Иногда вместо кнопки, это рычаг. Чтобы подача топлива прекратилась, нужно держать кнопку до момента пока не заглушится двигатель.

В грузовых авто и автобусах с механическим приводом перекрытия подачи топлива – нужно заглушить дизель не выключая сцепление.

Зимой, при -25‘С – чтобы заглушить мотор, нужно залить в картер небольшое количество бензина, буквально стакан. Но, по окончании зимы надо будет заменить масло, бензин его окисляет.

При моторе с турбонаддувом – чтобы срок службы турбины, глуша мотор, не уменьшить, перед тем, как выключить дизель, нужно несколько минут подождать, пока он поработает на холостых.

В иномарках с современным дизельным мотором базово установлен турботаймер, с которым дизель будет включенным столько, сколько это нужно для того, чтобы не дать на мотор лишнюю нагрузку.

Условия эксплуатации дизеля

Работа дизельного двигателя основана на типовом процессе — в горячий сжатый воздух впрыскивается топливо и самовоспламеняется. Работа дизеля связана не с границей воспламеняемости, а с гетерогенностью (разнородностью) смеси. При постоянном воздушном заряде в цилиндре регулируется только количество подаваемого топлива.

Важнейшую роль во время работы дизеля играет система впрыска. Она отвечает за равномерное распределение дизельного топлива и обеспечивает необходимую дозировку. Каждый рабочий режим двигателя требует свой цикл подачи топлива в определенный момент, при соответствующем давлении, с определенной длительностью и в определенных камерах сгорания.

При дозировке топлива помимо оптимального смесеобразования, учитываются ограничения эксплуатации:

по вредным выбросам в атмосферу (граница дымления);

по температуре отработанных газов;

по давлению сгорания;

по частоте вращения коленвала и крутящему моменту;

по границам нагрузки для т/с или определяемым прочностью деталей.

Ограничение дымности и вредных выбросов

Ограничения содержания вредных веществ и непрозрачности отработанных газов закреплены законодательно в разных странах. В зависимости от транспортного средства (легковые или грузовые автомобили) эти ограничения различаются. Если у грузовых автомобилей под сертификацию попадают практически все режимы, то для легкового автомобиля это чаще всего нижняя область нагрузки. Большую часть вредных выбросов занимают частицы сажи (черный дым).

Ограничение давления сгорания

Сгорание топлива происходит с высокой скоростью, и высоким пиком первого тепловыделения (если предварительно топливо не впрыскивалось) — этот процесс имеет название — жесткое сгорание. Во время этого процесса давление сгорания растет до максимума, что влияет на прочность конструкции. Поэтому конструкция деталей дизеля имеет высокую прочность. От усилий, возникших при сгорании происходят циклические нагрузки элементов дизеля

Ограничение температуры ОГ

Высокая теплонагрузка элементов, окружающих камеру сгорания дизеля, теплостойкость клапанов, выпускной системы и и головки цилиндров ограничивают повышение температуры отработанных газов.

Ограничение частоты вращения коленчатого вала

Большое количество воздуха в дизеле, выбор режимов работы за счет подачи определенного количества топлива, означает, что мощность при постоянном вращении коленвала зависит от величины подачи топлива. Если топливо будет подаваться так, чтобы не уменьшался крутящий момент, то частота вращения коленвала будет увеличиваться. Количество подаваемого топлива во время максимально допустимой частоты вращения необходимо уменьшить, иначе двигатель «идет в разнос», то есть разрушается.

Поэтому важно ограничивать величину допустимой частоты вращения. Определенная частота вращения, независимо от нагрузок, должна быть постоянной и находиться в допустимых пределах. Поэтому применяется всережимный регулятор частоты вращения. При использовании дизеля как агрегата транспортного средства частота вращения регулируется педалью газа. При повышении нагрузки на двигатель или отпуске педали газа частота до остановки двигателя не может падать ниже частоты холостого хода. Системы регулировки подразделяют на:

всережимный регулятор. Регулирует работу двигателя во всех режимах

  • двухрежимный регулятор. Ограничивает минимальную и номинальную частоту.
  • Педалью газа задается частота вращения в промежуточной области.

    Ограничение по высоте над уровнем моря

    Параметры подачи топлива регулируют для высоты над уровнем моря, величина мощности приводится к этому уровню. При работе двигателя на большой высоте, количество топлива регулируют в соответствии с показателями высоты. Контрольное значение — снижение плотности воздуха на 7% при 1000 м высоты. Чтобы выполнить ограничение по дымности, нужно сократить подачу топлива.

    Для двигателя с наддувом характерно более низкое наполнение цилиндров в нестационарных режимах, чем в стационарных, на которых рассчитана максимальная подача топлива. Поэтому расход топлива уменьшают соответственно уменьшению расхода воздуха, как и при высокой корректировке.

    Возможности совершенствования

    Улучшение системы впрыска топлива при необходимой регулировке и улучшении наполнения цилиндров позволяют точнее соблюдать ограничения, повышая при этом мощность и срок жизни двигателя.

    Плохой запуск

    Если для того, чтобы завести мотор, владельцу приходится длительно прокручивать стартер, ДВС не запускается сразу или глохнет через пару минут после пуска — это проблема с его топливной системой.

    • в цилиндры поступает мало топлива: неисправен регулятор или подкачивающий насос
    • на ТНВД поступает недостаточно топлива — вероятно, образовалась воздушная пробка в топливной системе
    • ТНВД изношен и не создаёт достаточного давления
    • форсунка неисправна
    • происходит сбой угла опережения.

    Зимой к этому перечню причин добавляются и другие:

    • одна или несколько свечей накала неисправны
    • неподходящее топливо замёрзло, образовав «пробку» на форсунках или забив топливный фильтр
    • в бак попала вода (конденсат), в топливопроводе образовались «хлопья»

    О том, как решить проблемы с запуском дизеля зимой, узнаете из этой статьи.

    Снижение мощности

    Признаки проблемы — двигатель не развивает необходимую мощность, не набирает скорость выше определённой отметки, владелец чувствует провалы в тяге при ускорении.

    • топливопровод повреждён, в него попал воздух или магистраль засорилась
    • из-за поломки подкачивающего насоса в цилиндры не поступает достаточно топлива
    • фильтр тонкой очистки топлива засорён, в мотор поступает обеднённая смесь
    • неверно отрегулирован / вышел из строя ТНВД
    • изношена плунжерная пара
    • износились форсунки или их крепление
    • угол опережения впрыска выставлен неправильно

    Также причинами, почему в моторе недостаточно топлива, может быть неправильная регулировка положения педали газа. Или засорённый воздушный фильтр.

    О том, почему ещё дизель не развивает нормальную мощность, узнаете из нашего материала.

    Жёсткая, шумная работа

    На нажатие на педаль газа мотор отзывается резко. Из моторного отсека раздаётся дробное постукивание.

    • фаза впрыска смещена на раннее опережение
    • нарушена регулировка форсунок, в цилиндры поступает разное количество топлива
    • распылитель форсунки засорён, изношен или место его крепления негерметично
    • в топливопроводе образовалась воздушная пробка
    • компрессия ЦПГ снижена.

    О шумной работе дизельного двигателя и её причинах мы рассказывали в этом материале.

    Неустойчивая работа на холостом ходу

    Обычно проблема появляется после недавно проведённого обслуживания и ремонта, а также при игнорировании этих процедур.

    • число оборотов холостого хода отрегулировано неверно
    • образовалась воздушная пробка между фильтром и ТНВД
    • опорная пластина ТНВД повреждена
    • поломался распылитель, отказала форсунка или насос-форсунка.
    Читайте также  Rthfvbxtcrbq yfuhtdfntkm

    О других причинах, по которым дизельный двигатель неустойчиво работает на холостом ходу, можно узнать из этой статьи.

    Увеличенный топливный «аппетит»

    При этом увеличение расхода топлива не связано со степенью загрузки автомобиля.

    • обратный канал топливопровода засорился
    • обороты ХХ завышены
    • произошёл сбой регулировки опережения впрыска
    • в основной топливной магистрали образовалась воздушная пробка.

    Загоревшийся Check Engine

    Бортовой компьютер выдаёт сообщение о том, что в работе двигателя обнаружена проблема, по множествам причин. О них мы подробно писали в этом материале.

    В плане топливной системы проблема может быть связана с тем, что нарушено нормативное давление в магистрали низкого давления.

    • датчик контроля потока топлива вышел из строя
    • завоздушина в топливопроводе
    • клапан ТНВД работает не нормативно.

    Плавающие обороты

    Неисправность с «плавающими оборотами» связана с тем, что двигатель самопроизвольно меняет частоту вращения коленвала.

    • регулятор оборотов вышел из строя
    • топливная система потеряла герметичность
    • ТНВД или форсунки значительно износились
    • ДТ низкого качества, деталям не хватает смазки.

    В отдельных случаях проблема «плавающих оборотов» может быть связана с тем, что клапан вентиляции картерных газов вышел из строя.

    Больше причин, по которым плавают обороты на дизеле, узнаете из этой статьи.

    Цвет выхлопа изменился

    Плотный белый или серый дым может говорить о том, что мотор переохлаждён, ЦПГ изношена, угол опрежения выставлен раньше, чем нужно.

    Чёрный дым говорит о том, что в смеси слишком много ДТ или топливо не догорает в цилиндрах. К этому могут привести изношенные (засорённые) форсунки, потеря компрессии в цилиндрах из-за износа ЦПГ.

    О том, как определять неисправности двигателя по цвету выхлопа, узнаете, прочитав эту статью.

    Топливные дизельные форсунки найдёте в нашем каталоге

    ООО «Дизель Крафт»
    ДИЗЕЛЬНАЯ ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА
    Регистрационный номер в Торговом реестре 392854

    Common Rail

    Аккумуляторная система (Common Rail) пока является самой совершенной в плане экономичности. Также она полностью вписывается в последние стандарты экологичности. К дополнительным «плюсам» можно отнести ее применяемость на любых дизельных двигателях, начиная от легковых авто и заканчивая морскими судами.

    Система впрыска Common Rail

    Особенность ее заключена в том, что многофункциональность ТНВД не требуется, и в его задачу входит только нагнетание давления, причем не для каждой форсунки отдельно, а общую магистраль (топливную рампу), а уже от нее дизтопливо подается на форсунки.

    При этом топливные трубопроводы, между насосом, рампой и форсунками имеют сравнительно небольшую длину, что позволило повысить создаваемое давление.

    Управление работой в этой системе осуществляется электронным блоком, что значительно увеличило точность дозировки и скорость работы системы.

    Положительные качества Common Rail:

    • Высокая точность дозировки и использование многорежимного впрыска;
    • Надежность ТНВД;
    • Нет зависимости значения давления от оборотов мотора.

    Негативные же качества у этой системы такие:

    • Чувствительность к качеству топлива;
    • Сложная конструкция форсунок;
    • Отказ системы при малейших потерях давления из-за разгерметизации;
    • Сложность конструкции из-за наличия ряда дополнительных элементов.

    Несмотря на эти недостатки автопроизводители все больше отдают предпочтение Common Rail перед другими видами систем впрыска.