Ремонт скважинных насосов

Ремонт скважинных насосов. Что делать если не включается насос?

Глубинный насос центробежного или вихревого типа – это востребованное оборудование среди дачников и владельцев загородных домов и когда оно дает сбой, то ремонт скважинного насоса на первый взгляд представляется как невыполнимая задача.

При периодическом техническом обслуживании и правильной эксплуатации оборудование этого типа может прослужить 10-15 лет.

Содержание статьи

В этой статье будет описано, как разобрать погружной насос, почему он не качает его основные неисправности, а самое главное как можно произвести ремонт скважинного насоса своими руками, не обращаясь в мастерскую.

Какие работы можно провести самостоятельно и когда нужна помощь специалистов

В процессе работы устройства могут произойти любые неожиданности. Часть сбоев требует квалифицированной помощи специалистов. Но есть такие поломки, с которыми можно справиться самостоятельно.

  • Если двигатель работает, но подъем воды не происходит, одной из причин может быть заклинивание крыльчатки из-за ее замусоривания. Чтобы запустить аппарат, нужно прочистить или заменить вызывающие проблему детали. Для этого требуется разобрать скважинный насос. Изначально убирается фиксирующее крышку стопорное кольцо. Затем из корпуса извлекается и меняется вал. Процесс сборки происходит в обратном порядке. Перед окончательным запуском проверяется вращение путем кратковременного включения устройства в резервуаре с водой.
  • По достижении в гидробаке определенного давления насос должен останавливаться. Если этого не происходит, автоматика не действует. Для исправления нужна регулировка реле давления с использованием манометра либо замена этого узла. В любом случае без определенных навыков не обойтись, поэтому лучше обратиться к специалистам.
  • Если насос перестал работать, надо проверить наличие напряжения на клеммах моторного сектора и при его отсутствии заменить провод. В случае целостности проводки требуется диагностирование двигателя в сервисном центре.
  • Распространенной неисправностью является короткое замыкание в обмотке вследствие попадания в двигатель жидкости. Перегрев приводит к расплавлению изоляции и соприкосновению проводов. Такой тип ремонта доступен только в мастерских, относится к дорогостоящим услугам и не всегда оправдан.

Перед тем как подключить агрегат к системе, нужно сделать прокачку с забором проб для выявления осадка. Если взвесь не обнаружена, погружной насос можно запускать в работу. Наибольшую опасность представляют неглубокие колодцы. В скважинах более 30 метров оборудование из-за попадания песка ломается реже.

Поломки в системе управления

Характерны для таких поломок следующие причины:

  • работа насоса вне воды;
  • проблемы с электропитанием;
  • не рабочий приводной электромотор.

Для безопасной работы рекомендуют устанавливать в систему управления специальный датчик для контроля за уровнем жидкости, который помогает выключатся погружному устройству при достижении минимального уровня. Работа вхолостую без воды приведет к невозвратной поломке.

Перебои с питанием приводят к нарушениям изоляционного слоя кабеля электропитания и невозможностью дальнейшей эксплуатации. Если кабель не вмонтирован в корпус напрямую, то возможна его замена, в обратном случае необходима установка нового насоса. Постоянное выбивание электропробок свидетельствует о неисправности кабеля или нарушении якорной обмотки. При повреждениях обмотки самостоятельный ремонт невозможен и требуется помощь сервисного центра.

Нерабочий двигатель означает полную замену старого насоса новым, поскольку ремонт в домашних условиях слишком сложен, а в ремонтных мастерских цена близка к покупке нового заводского исполнения.Все разборочные работы нужно проводить соблюдая меры безопасности – только после отключения от электропитания и извлечения из воды.

Способы устранения неполадок

Если вы не имеете каких-либо способностей и никогда не видели в разобранном виде даже простейшие устройства, стоит обратиться к специалистам. Так же стоит поступить при отсутствии хотя бы минимального набора слесарного инструмента. Но, если у вас есть хотя бы элементарные знания и набор ключей и отверток, можно попробовать проделать некоторые работы самостоятельно.

Простейшая схема устройства насоса

Вот простейшая инструкция по диагностике и ремонту погружного насоса:

  • Перед началом каких бы то ни было работ стоит включить насос в сеть и послушать, если есть какие-либо звуки – щелчки, гудение и так далее, работы можно продолжать, если же полная тишина, то, скорее всего, сгорел магнит, который ремонту не поддается. Такое оборудование утилизируется.
  • Далее снимается нижняя часть корпуса. В данном типе насосов двигатель однофазный, в нем две обмотки – пусковая и рабочая. В пусковом контуре вмонтирован конденсатор, емкость которого может составлять до 40 мкФ. Но проверяется в первую очередь вал и лопасти или рабочие колеса – все должно свободно вращаться и не иметь повреждений.
  • Заклинивший вал свидетельствует о сгорании обмотки статора. Он заменяется целиком, хотя в некоторых моделях сделать это не удастся и насос придется выбросить. Если же все вращается и не повреждено – нижняя часть собирается обратно.

Статор – это внешняя, неподвижная часть обмотки насоса

  • Перед началом разборки верхней части следует поставить корпус вертикально и закрепить его, иначе из двигателя вытечет масло. Под крышкой вы увидите несколько проводов и конденсатор.

Конденсатор и провода располагаются под верхней крышкой насоса

  • Вначале с помощью тестера или омметра замеряется сопротивление пусковой и рабочей обмоток (обычно у рабочей значение 15-20 Ом, у пусковой — 30-40) – если на какой-то из них прибор показывает бесконечность, значит в ней присутствует обрыв. Малые значения сопротивления – свидетельство того, что провода обмотки замыкают между собой.
  • Ну и, напоследок, если все данные в норме, проверяется конденсатор. Если причина в нем, то его следует заменить аналогичным.

В подавляющем большинстве случаев проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволяет самостоятельно починить оборудование, избежав значительных трат. Как видите, работы достаточно просты, для их проведения не нужно электротехническое образование – важно аккуратное и скрупулезное проведение всех работ.

Кроме того, вы сможете выяснить, поддается ли насос ремонту, и не будете тратить деньги на диагностику в мастерской, ведь даже если насос не пригоден к восстановлению, с вас возьмут деньги.

Совет! Помните, что корпус насоса постоянно располагается в воде, поэтому при сборке проверяйте правильное положение прокладок и их состояние.

Неполадки системы управления

Повреждение силового кабеля Отказ в работе глубинного насоса связан не только с механическими дефектами, но и с возникновением неисправностей в системе управления.

Так, причинами этого может быть функционирование агрегата вне воды, повреждение силового кабеля и поломка мотора.

Чтобы предотвратить работу агрегата вне воды, на него устанавливают специальный датчик. Когда в скважине или колодце вода опуститься ниже минимального уровня, датчик подаст сигнал и насос отключится. Если все же это случилось, то ремонт насоса смогут провести только специалисты сервиса.

Что касается неполадок, связанных с перебоями в электропитании, то они могут привести к повреждению изоляции силового кабеля.

Если силовой кабель не встроен в корпус, то его замену можно легко произвести своими руками.

В ином случае придется произвести полную замену агрегата. Если пробки в щитке часто выбивают, то это тоже свидетельствует о неисправности силового кабеля и нарушения обмотки якоря. Зачастую кабель можно заменить собственными силами, что нельзя сказать об обмотке якоря.

Читайте также  Схема подключения двухконтурного газового котла

Если отказ в работе связан с неполадкой электродвигателя, то здесь ничего не остается, как обратиться за помощью к специалистам. Выполнить замену силовой установки в домашних условиях практически невозможно. В этом случае стоит учесть, что полная замена насоса может обойтись гораздо дешевле, чем его ремонт.

Смотрите видео, в котором опытный пользователь подробно показывает процесс ремонта глубинного насоса Водолей своими руками:

Инструкция по разборке агрегата

Лидерами среди фирм-производителей устройств являются «Джилекс» и «Водолей». Их продукция признана наиболее мощной и качественной и уже зарекомендовала себя на рынке. Неплохи приборы фирм «Вихрь» и «Водомет», их производительность и соотношение «цена — качество» закрепили за ними одну из лидерских позиций.

Чтобы вовремя предотвратить появление поломок и продлить срок годности насоса, необходимо своевременно проводить профилактические проверки. Желательно делать это 2 раза в год – весной и осенью.

В ситуации, когда в воде обнаруживается песок, нужно установить фильтр и немного поднять погружной насос. Основной причиной частых возникновений неисправностей глубинного агрегата является его постоянное нахождение в воде, что ускоряет его износ.

Причинами поломки могут послужить следующие факторы:

  1. Прибор работал при недостаточном уровне воды в скважине, что привело к его перегреву и оплавлению внутренних деталей из пластика.
  2. Агрегат слишком мощный для данного источника питания, и, кроме воды, он засасывал в себя грязь и песок.
  3. Перепады электричества, что влечет за собой поломку конденсатора и прочих электрических частей.
  4. Узлы прибора износились.

Чаще всего причинами поломок становятся засорение внутренней системы, повреждение движущихся частей, неисправность конденсатора или гидроаккумулятора. Чтобы определить причину поломки, для начала следует осмотреть электрокабели, поискать неисправности в распределительной коробке, визуально осмотреть прибор. Если все в порядке, производится разборка прибора, и делать это нужно в определенной последовательности.

При разборке насоса все детали следует складывать на видное место

Этапы диагностики и разборки:

  • Снятие распределительной панели;
  • Отсоединение крыльчатки от двигателя;
  • Проверка работы мотора;
  • Прокрутка вала;
  • Сборка мотора.

Если вал не прокручивается, значит, двигатель заклинило. Тогда внутри могут находиться частицы земли и глины, а статор при этом может перегореть, если грязь не будет своевременно удалена. При сборке важно проверить состояние прокладок, так как прибор опять будет погружаться в воду, и если он будет неправильно собран, то вода попадет внутрь.

Ремонт насоса своими руками — реально!

Самые распространенные неисправности насосов и способы их устранения

1. Гудит, но не качает (либо качает очень слабо)

Чтобы понять причину, обратимся к конструкции насоса (см. схему): на штоке 7 поверх амортизатора 12 накручиваются две гайки 14. Если их крепление ослабевает, смещается и амортизатор, насос начинает работать «впустую».

Чтобы вернуть насос к нормальному режиму работы, нужно его разобрать и до упора закрутить гайки, верхнюю законтрить. Последовательность разборки насоса можно посмотреть на представленной выше схеме. Могут возникнуть сложности со стяжными винтами (М8х40) на крышке, если они заржавели, и снять их обычным способом не получается. Как вариант, можно срезать их болгаркой, а при сборке заменить стяжными винтами с шестигранной головкой.

Другой причиной может быть повреждение клапана вследствие большого износа. Попадающий в насос песок ускоряет этот процесс, поэтому целостность резиновых деталей стоит проверить. В случае сильного износа или разрыва клапан подлежит замене.

Обрыв штока – также одна из возможных причин, поэтому стоит проверить и его целостность. Заменить шток при его неисправности или деформации практически нереально.

2. При включении насоса в сеть выбивает пробки, обугливается кабель

Причиной подобного явления может быть сгоревшая обмотка якоря, либо неисправность кабеля. В первом случае ремонт нецелесообразен: процесс перемотки якоря требует определенных знаний, а затраты по времени и силам не стоят результата, так как высока вероятность повторного замыкания. Изготовить обмотку для 36В теоретически возможно, перемотав катушки с соблюдением всех параметров: толщины и марки провода; количества витков, рассчитываемого для данного напряжения, чтобы мощность осталась прежней и т.д. Но легче просто заменить обмотку на новую.

Кабель проверяем с помощью тестера. Замена кабеля в случае его неисправности возможна в некоторых случаях, так как в «Малыше», к примеру, провод в корпусе залит компаундом, лишь при необходимости увеличить длину его можно нарастить методом скрутки.

3. Сильная вибрация и перегрев насоса

Даже непродолжительная работа насоса без воды становится причиной перегрева, который может привести к сгоранию насоса. Из-за перегрева корпус расширяется, от его поверхности отслаивается компаундная заливка, окружающая магнит, возникает вибрация. Работа без воды в течение более продолжительного времени приводит к полному отслоению магнита. Зазор между магнитом и поршнем исчезает, перемещение поршня становится невозможным.

Привести насос к обычному состоянию и снизить возможность подобного явления в перспективе можно описанным ниже способом (способ довольно сложный и не совсем точный в применении некоторых материалов и инструментов).

Насос следует разобрать, отделив электрическую часть. Постукиванием по корпусу определяем, что магнит не закреплен внутри. Освобождаем его из корпуса, после чего болгаркой прорезаем на нем канавки глубиной почти 2мм, в продольном и поперечном направлении. На внутренней стороне корпуса такие канавки можно прорезать в хаотическом порядке. После этого корпус покрыть герметиком или клеем и запрессовать внутрь магнит. Когда герметик застынет, можно собирать насос.

Однако существуют модели насосов с расположенными сверху всасывающими отверстиями («Ручеек», выпускаемый ОАО «Ливгидромаш», и «Малыш М» с завода «Электродвигатель»). Данная конструкция позволяет не только исключить забор примесей со дна скважины, но и улучшить охлаждение насоса, благодаря чему возможна безопасная работа насоса «всухую» до 7 часов. Снабжение насоса термореле (модель «Малыш К») увеличивает его стоимость, но обеспечивает его отключение при перепадах напряжения или перегреве.

4. Низкое давление, насос плохо качает

Происходит это при недостаточной величине зазора в вибраторе.

Если клапана в порядке, гайки на штоке не раскрутились и нет обрыва тяги, исправить ситуацию можно, добавив шайбы 11 (по 1мм) на вибратор 2. Увеличив таким образом зазор, можно повысить давление и увеличить ход насоса. Стоит помнить, что во время проведения данной процедуры нужно настраивать и проверять насос, то есть, количество шайб определять опытным путем до достижения нужного результата.

Самые распространенные поломки насоса и способы их ремонта

Под луной, как известно, ничто не вечно, с том числе и погружные насосы. Вот какие причины чаще всего приводят эти агрегаты в неработоспособное состояние:

  1. Поломка одного из элементов электромагнита (для вибрационных насосов): тут, как правило, своими руками делать нечего. Насос нуждается в профессиональном ремонте.
  2. Засорение механическими загрязнителями: поступающая в насос вода зачастую содержит песчинки и другие частички, которые могут накапливаться в различных узлах. Это может приводить к износу некоторых элементов или их заклиниванию. Если износ не достиг критического уровня, агрегат достаточно хорошо промыть.
  3. Перегрев: причинами данного явления может выступать отсутствие масла либо перекачивание среды с температурой, превышающей указанное в паспорте значение (обычно 40 градусов). В этом случае способ устранения неисправности будет зависеть от результатов диагностики.
Читайте также  Батарейки для газовой колонки

Чаще всего отказы случаются в работе реле времени и защитного выключателя, срабатывающего при сверхдопустимом значении силы тока.
Также может произойти разрыв жилы питающего кабеля либо обрыв/замыкание в обмотке двигателя.

Виды неисправностей

Можно выделить несколько видов неисправностей, которые чаще всего возникают у погружных насосов для воды.

Не включается

Существует 4 возможных причины, по которым аппарат не реагирует на включение.

  1. Электрическая защита. В современных изделиях предусмотрена функция защиты, срабатывающая по принципу пробок на счетчике расхода электроэнергии. При возникновении неожиданных нагрузок или сбоев электросети защита срабатывает автоматически и останавливает работу агрегата. Снова запускать механизм рекомендуется только после того, как причина срабатывания автомата будет определена.
  2. Порча предохранителей. Предохранители могут перегореть по причине износа, но иногда они приходят в негодность по внешним причинам. При регулярном перегорании специалисты советуют проверить целостность силового кабеля, а также место его подключения.
  3. Повреждение кабеля. Для проверки силового кабеля оборудование нужно извлечь, так как большая часть шнура проходит под водой.
  4. Защита от работы «всухую». Кроме электрической защиты, погружные аппараты оснащены приспособлением, контролирующим уровень погружения в жидкость. При недостаточном уровне жидкой среды работа устройства автоматически прекращается.

Включается, но не качает

В ситуации, когда включенный механизм не подает воду, также может быть 4 причины.

  1. Запорный вентиль. Самая простая причина, объясняющая отсутствие перекачки воды — перекрытый запорный вентиль устройства. В этом случае насос отключают, затем отворачивают перекрытый кран. Частый запуск агрегата с перекрытым запорным вентилем грозит поломкой, поэтому рекомендуется проверять задвижку перед каждым запуском.
  2. Низкий уровень воды. Если запорный вентиль открыт, следующим шагом должна быть проверка динамического уровня воды и регулировка погружения аппарата на нужную глубину.
  3. Поломка обратного клапана. При засорении обратного клапана он может «залипнуть» и перестать пропускать воду. В этом случае может помочь прочистка детали или замена на новую.
  4. Засорение впускного фильтра. Засорившийся фильтр также может мешать поступлению воды в систему, поэтому следует проверить его состояние и, при необходимости, очистить фильтрующую сетку.

Падает производительность

В случае если оборудование стало подавать значительно меньшие объемы воды, рекомендуется проверить несколько предположений.

  1. Снижение напряжения в сети. При низком напряжении аппарат не в состоянии работать на полную мощность.
  2. Засорение подъемной трубы. При снижении проходимости подъемной трубы производительность механизма заметно падает.
  3. Засорение арматуры в сети водоснабжения. Клапаны и вентили в системе, подающей воду, могут засориться и препятствовать подаче жидкости в полном объеме.
  4. Неправильные настройки реле давления.

Слишком частые включения-отключения

Проблема возникает в случае работы техники в паре с гидроаккумулятором. Частые включения и отключения могут происходить по нескольким причинам.

  1. Слишком низкое давление в гидробаке.
  2. Разрыв резиновых комплектующих бака.
  3. Неправильные настройки реле давления.

Пульсирующая подача воды

Пульсирующая струя воды из крана свидетельствует о снижении уровня воды в скважине ниже рекомендуемого. В этом случае следует как можно быстрее опустить механизм на расчетную глубину.

Подтекает корпус

При износе уплотнителей начинает течь корпус агрегата. Место течи обнаружить несложно по появлению потеков и коррозии. Если своевременно не заменить уплотнители, изделие может окончательно прийти в негодность.

Гудит, не качает

Аппарат может издавать гудение, но не подавать воду по следующим причинам.

  1. Крыльчатка прилипла к корпусу устройства из-за долгого хранения насоса «всухую».
  2. Крыльчатку заклинило из-за песка, ила, грязи.
  3. Поломка конденсатора пуска движка.
  4. Низкое напряжение в электросети.

Сильно вибрирует

Сильная вибрация преимущественно возникает в центробежных насосах из-за износа подшипников или из-за ослабления креплений. Проблема решается при замене деталей и укреплении элементов.

Не выключается

Погружной насос перестает автоматически отключаться в случае, если вышло из строя реле давления, или же если у реле неправильные настройки.

2 Диагностика и устранение неполадок

При обнаружении того, что устройство не работает как нужно, не следует сразу предпринимать попытки его починки, даже если причина очевидна. Изначально нужно проверить устройство на наличие или второстепенных проблем, не столь очевидных при первом осмотре, или на наличие основной проблемы, когда изначально вообще непонятно почему устройство не работает.

Глубинный насос с накопившимися отложениями на корпусе

На глубинных насосах марок «Спрут» и Водолей», как, впрочем, и на любых других, первым делаем нужно проверить, имела ли место быть банальная перегрузка, из-за которой мог отключиться автомат и вся насосная система в целом.

Для этого нужно:

  • разобрать распределительную коробку;
  • произвести визуальный осмотр внутренней части — перегоревшая деталь будет сразу заметна (также может ощущаться запах гари).

Если причина поломки не ясна, то нужно снять крыльчатку с насосного двигателя и проверить, вращается ли непосредственно сам двигатель в свободном состоянии или нет.

Важно знать, что большинство современных насосных устройств изготовляются однофазными. К ним присоединяют так называемый «сглаживающий конденсатор», благодаря которому запуск двигателя проходит более гладко и плавно. Вокруг него имеется специальная обмотка.

В таких насосах чаще всего выгорает двигатель. Собственно по этой причине и нужно снимать крыльчатку. А после снятия крыльчатки необходимо произвести попытку прокрутки вала вручную. Благодаря заранее освобожденному месту, из-за снятия крыльчатки, сделать это не составляет труда.

Но если вал не крутится, то нужно думать о механической поломке. Если быть точнее, то думать следует о заклинивании двигателя.

Случиться это может по той причине, что в двигатель постоянно попадают мелкие или же в иных случаях крупные частицы грунта.

Происходит это лишь в тех случаях, если на двигателе нет дополнительного защитного фильтра. Собственно эти частицы и могут быть причиной возникновения таких проблем. Примечательно, что если их своевременно не удалять с двигателя насосного устройства, то это постепенно приведет к тому, что полностью сгорит вся обмотка статора. Она, что очевидно, ремонту не подлежит, только замене. Впрочем, если вал не имеет проблем с вращением, то нижнюю часть мотора можно собрать.
к меню ↑

2.1 Этапы разборки и ремонта агрегата(видео)

2.2 Рекомендации и нюансы проведения работ

Перед началом разбора верхней части электродвигателя нужно обязательно поставить его в вертикальном положении. Это действительно необходимо, так как установка электродвигателя в неправильное положение может повлечь утечку масла, которое является рабочей жидкостью в насосных системах.

После установки электродвигателя в необходимое вертикальное положение нужно обязательно снять ту крышку, через которую проходят провода питания установленного электродвигателя. Собственно при снятии крышки сразу можно провести диагностику пускового конденсатора на наличие проблем. Для этого необходимо будет использовать омметр, дабы проверить сопротивление как пусковой, так и собственной рабочей обмотки.

Поэтому дальше нужно взять клеммы омметра и присоединить их к непосредственно самой обмотке. Далее необходимо сделать вращение рукоятки, которое затем создаст необходимое напряжение в 200 – 300 вольт. При показаниях на приборе сопротивления, не доходящего до бесконечности, а это имеет определенное значение, можно считать, что состояние обмотки удовлетворительное или даже идеальное.

Читайте также  Как выбрать насос для пруда

А вот в случаях, когда прибор фиксирует сопротивление, доходящее до бесконечности, можно смело говорить о том, что есть проблема в виде обрыва рабочей фазы мотора.

Засор внутренней части глубинного насоса

Когда прибор фиксирует чересчур маленькое сопротивление можно говорить о том, что имеет место быть так называемое межвитковое замыкание. К сожалению, если произошла одна из перечисленных выше возможных проблем, то попытка все исправить своими руками не увенчается успехом, и агрегат необходимо будет отвезти к специалистам, имеющим необходимое для починки оборудование.

Впрочем, в большинстве случаев описанные выше проблемы требуют не столько частичного или полного ремонта, сколько полной замены всех неисправных деталей. Особенно если речь идет об обмотке.

Если прибор говорит о том, что все проверяемые элементы насосной системы находятся в полностью исправном состоянии, необходимо тщательно исследовать пусковой конденсатор. При таких обстоятельствах чаще всего причиной неисправности всей системы является именно его поломка. Кроме того, он может быть в состоянии так называемого обрыва.

К сожалению, на первый взгляд эта проблема может не броситься в глаза, но при диагностике специальным прибором, омметром, неисправность обязательно вылезет наружу. И уже в этих случаях произвести ремонт пускового конденсатора можно будет собственными силами. Однако чаще всего ремонтом пускового конденсатора можно назвать лишь его полную замену, так как его поломка, а чаще всего это перегрев и сгорание конденсатора, является фатальной поломкой.