Кирпичи из глины своими руками: строим дом из саманного кирпича

Кирпичи из глины своими руками: строим дом из саманного кирпича

Кирпич из глины и соломы, или саманный кирпич – экологически чистый строительный материал, часто используемый для возведения домов в жарком и сухом климате. Основа для саманного кирпича – смесь глины, песка и соломы с водой, тщательно вымешенная до однородного состояния. Из самана формуют кирпичи и сушат их естественным образом сначала на солнце, потом под проветриваемым навесом.

Строения из такого кирпича не отличаются высокой теплопроводностью и водостойкостью, но, тем не менее, находят широкое применение в южных регионах с малым количеством осадков благодаря комфортной температуре внутри помещения в летнюю жару. Саманный кирпич можно сделать своими руками, без применения каких-либо механизмов. Как сделать кирпич из глины и соломы, рассказано в этой статье.

Что это такое?

Саман или кирпич из соломы — это высушенный естественным путем материал для строительства. Его не обжигают в печах для глиняных изделий. В процессе изготовления применяют такие составляющие, как глина, солома, навоз, вода и песок. Кирпич, изготовленный самостоятельно, не влияет отрицательно на окружающую среду, так как его состав полностью натурален.

Солому для изготовления самана можно заменить растениями, из которых прядут пряжу, шелухой зерновых культур после обмолота, стружкой из деревьев. Эти материалы укрепляют сырцовый кирпич.

Помещения, изготовленные из самодельного материала, в сухих и жарких местностях делают проживание комфортным. Но сырцовый кирпич из глины не подходит для строительства домов в регионах, где сырой климат и часто идут дожди, поскольку стена не обладает такими свойствами, как:

  • теплопроводность;
  • влагостойкость.

Вернуться к оглавлению

Как замесить саманный состав

Саманные блоки в большинстве случаев имеют большие размеры и изготавливаются в формах, сбитых из досок. Делают такие кирпичи из смеси глины, земли, песка, соломы и воды. Выглядит технология изготовления строительного материала этого типа следующим образом:

Глину, смешанную с землей и песком (иногда и с добавлением цемента), вываливают на расстеленный на земле кусок жести (размером минимум 3 х 3 м) слоем 10-15 см толщиной и проливают водой.

Начинают месить смесь ногами, постепенно добавляя солому. Производят эту операцию до тех пор, пока масса не станет абсолютно однородной.

Оставляют смесь в покое на сутки для того, чтобы она набрала вязкость

Далее проверяют замешанный таким образом состав на пригодность для лепки кирпичей. Для этого берут немного массы, скатывают ее в шар диаметром 3 см и бросают последний на землю с высоты человеческого роста. Качественная смесь не должна при этом разлететься на куски или сплющиться до состояния лепешки.

Из дров и глины

Вы когда-нибудь складывали дрова в поленницу? Значит, сможете и целый дом из дров сложить. По крайней мере, так считают поклонники одной из самых бюджетных технологий строительства. В Америке она называется Cordwood, у нас ее переименовали в «глиночурку». Однако сути это не меняет — для возведения стен используются обыкновенные дрова.

Технологию массовой не назовешь — и у нас, и во всем мире дрова принято применять по их прямому назначению. И все же определенный интерес она представляет. Например, с точки зрения дизайна. Дом из чурок выглядит как минимум необычно.

Дрова в стене укладывают поперек и крепят раствором. При этом раствор кладут только по краям, а середину заполняют изоляционной смесью, например, опилками с известью, целлюлозой (эковатой). Единого и «самого правильного» рецепта раствора не существует — кто-то предпочитает цементный раствор, кто-то — глины и песка.

Первые и, вероятно, пока единственные дома, построенные по технологии «глиночурка» находятся в Лельчицком районе. Для их строительства использовались сосновые чурбаки небольшого диаметра. Складываются такие стены очень быстро, скрепляющий раствор — глина, солома, песок.

Античный кирпич: меси глину, кроши солому

«Кирпич или панелька?» — этот вопрос в разных вариациях на протяжении жизни мы слышим, наверное, тысячи раз. Древний грек ответил бы на него кратко: «Плинфа». Потому что кирпич по-гречески — plinthos. И еще потому, что в Древней Греции массовое жилищное строительство было не панельным, а кирпичным.

Как возникали античные города? Сперва возводилась крепость на холме, то есть собственно акрополь («верхний город»). Там же вырастали культовые и общественные сооружения. Жилые дома, производственные помещения, склады, пристани и прочее — все это размещалось в нижнем городе. По мере развития общественной жизни появлялась агора (рыночная площадь), где граждане могли предаваться шоппингу и демократии, пропилеи (парадный проход), чтобы было где тусоваться и т. п. В промежутке между акрополем и нижним городом, храмом и жилым домом, нередко на склоне холма, повисали театры, булевтерии (горисполкомы), гимнасии (вузы), палестры (фитнес-центры) и пр.

Все это требовало камня, камень же требовал усилий по его добыче и обработке. Хорошо, если у вас каменоломня и пара каменотесных мастерских расположены прямо на склоне холма акрополя. Но горожане — они там, внизу, у подножия. И не факт, что город (полис) обеспечит каждого из них мини-парфеноном улучшенной планировки из паросского мрамора. Нет, мрамор шел на другие объекты — храмы и присутственные места. А жилье для рядового гражданина полиса лепили из того, что было под рукой.

Керамика, художественная и не очень

А под рукой у греков в неограниченном количестве была глина (kéramos). Почти в каждом полисе существовало множество гончарных мастерских, специализирующихся на производстве хозтоваров из глины (в основном посуды). В Афинах квартал горшечников так и назывался — Керамик. Тамошние предприятия нередко были крупными — до 150 рабочих мест, и горшками их специализация не исчерпывалась: помимо посуды изготавливали и стройматериалы — кирпич-плинфу и черепицу.

Хвала древнегреческим богам — глина требует гораздо меньше усилий при добыче, чем камень. Лопата в руки, извлекаем комья из почвы, складируем в корыта, очищаем отмучиванием, месим ногами… Стоп! Далеко не всякая глина годится для кирпича. Древнеримский архитектор Витрувий рекомендует изготавливать плинфу «не из песчаной, не из каменистой и не из щебнистой глины, потому что такого рода кирпичи, во-первых, будут тяжелы, а во-вторых, намокая в стенах от дождей, станут расседаться, крошиться и не свяжутся из-за своей грубости со вмешанной в них соломой». Витрувий советует беловатую, меловую, красную глину или плотный мергель: «Эти породы, благодаря своей мягкости, обладают прочностью, при постройке не грузны, и мять их легко».

Месим глину дальше, для устойчивости добавляя в нее солому. Итак, древнегреческий кирпич — это саманный не обожженный кирпич-сырец. Его формовка производилась, если верить дельфийской строительной надписи IV в. до н. э., с помощью плетеных форм. Кирпичи нередко снабжались клеймами производителей (логотипами, если по-современному) и, как и каменные квадры, надписями, связанными с технологией монтажа.

Читайте также  Жидкие обои коридор

Из античных кирпичей до нашего времени дожили только обожженные. Зато товарные знаки производителя не пострадали

Сушили сырец на солнце, причем довольно долго — не менее двух лет. Витрувий для равномерности высыхания предписывает производить кирпичи весной и осенью: «Ибо приготовляемые в пору солнцестояния негодны потому, что солнце преждевременно резко высушивает их верхнюю корку, и кирпич, кажущийся снаружи сухим, внутри остается сырым; когда же он потом высыхает, то сжимается и от этого лопается там, где засох раньше. А кирпичи, покрытые трещинами, делаются нестойкими».

Кроме товарных знаков кирпичи-плинфы могли снабжаться и надписями, над которыми теперь ломают голову археологи

Пентадорон, тетрадорон и ГОСТы

Отдельная тема — античные ГОСТы для кирпича, приводимые у Витрувия: «Кирпич бывает трех сортов: один, называемый по-гречески лидийским — это применяемый у нас, длиною в полтора фута, шириною в фут. Из остальных двух сортов строятся здания у греков… Кирпич пяти пядей в квадрате называется пентадорон, а четырехпядевый — тетрадорон, и общественные здания строятся из пентадорона, а частные — из тетрадорона». Часто этот отрывок приводят как доказательство высокого уровня древнегреческой стандартизации.

На деле это не совсем так. Витрувий упоминает о греческих квадратных кирпичах в 4 и 5 пядей (0,309 и 0,386 м соответственно), а также о половинчатых. Однако археологические данные свидетельствуют, что, вопреки попыткам стандартизации формы и размера, в этой сфере царил разнобой: длина найденных кирпичей колеблется в пределах 40–120 см, ширина — 10–25 см, толщина составляет около 10 см; встречаются как прямоугольные кирпичи, так и квадратные. Габариты и форма зависели от полиса, производителя, объекта, заказчика и т. п. Стандартизация появилась позже, в Риме (50×55×4,5 см), а затем в Византии, откуда плинфа 30×35×2,5 см вместе с христианством была «импортирована» в Киевскую Русь.

Долгая дорога к обжигу

«Глиняные сооружения, относящиеся к эллинскому периоду, известны нам только по текстам античных авторов. Это были почти исключительно постройки из сырца (необожженного кирпича)», — подводит итог французский инженер и историк архитектуры Огюст Шуази.

Надо полагать, греки осваивали кирпич и камень параллельно: первые археологические свидетельства наличия и использования саманного кирпича в Элладе и на Крите датируются аж III тыс. до н. э. Это подтверждается руинами храма Геры в Олимпии, который начали строить около 600 г. до н. э. и затем неспешно достраивали параллельно развитию технологий — так что, например, архаические деревянные колонны соседствовали со сборными периода классики и монолитными эпохи эллинизма. Так вот, нижняя часть храма Геры возведена из ракушечника, верхняя — из сырца. Из него же, по уверению Павсания, были сооружены стены храма Панапеи в Фокиде. Однако в основном саманный кирпич шел на жилое строительство — по причине исключительной дешевизны.

Храм Геры в Олимпии. Нижняя часть его стен состояла из ракушечника, верхняя — из кирпича-сырца

Обжигать кирпич греки начали учиться лишь в эпоху эллинизма, когда Александр Македонский и его наследники раздвинули границы древнегреческой культуры до Инда. И хотя первое упоминание обожженного кирпича для Филиппейона в Олимпии у Павсания датируется IV в. до н. э., только в III-II вв. до н. э. обжиг кирпича постепенно проникает в древнегреческое зодчество. И заслуга в этом отнюдь не греков, а более древних цивилизаций Междуречья и Передней Азии, где широко практиковалось производство обожженной плинфы.

Обожженные кирпичи в кладке зданий, построенных в греческом стиле, обнаруживают в основном за пределами материковой Греции — прежде всего в эллинистических полисах Месопотамии (Дура-Европос) и Малой Азии (Пергам).

Дура-Европос (современная Сирия). Здесь работали с обожженными кирпичом уже несколько тысячелетий и в эллинистическую эпоху передали навыки грекам

Обычно в таких случаях речь идет о смешанной с камнем кладке, а в плане архитектуры — о синтезе местных, вавилонских или азиатских, элементов с эллинскими. На поток обжиг кирпича поставили лишь римляне с их педантизмом и любовью к стандартизации.

Руины Пергама (современная Турция). Здесь в эллинистическую эпоху наряду с камнем применялся обожженный кирпич, причем с царским клеймом
В качестве курьеза стоит еще раз процитировать Витрувия, обнаружившего в Испании и Азии кирпичи, способные плавать — «оттого, что земля, из которой их лепят, напоминает пемзу; помимо своей легкости, она, отвердев на воздухе, не вбирает и не впитывает жидкости». На дальнейшее развитие технологий производства стройматериалов водоплавающие кирпичи повлияли мало, хотя знатоки отыскивают нечто подобное и в Европе Нового времени.

…Как кирпичи, обычные и половинчатые, находили свое место в кладке — тема для отдельного разговора. Как выглядело в результате жилье рядового эллина — тоже нужно рассказывать отдельно. Да, саманный глинобетон, обычно используемый в Азии, как-то не вяжется с эллинскими портиками и колоннадами. Но жилища создателей этих портиков и колоннад все равно были построены из смешанной с соломой и высушенной на солнце белой и красной глины.

Кирпич из глины и соломы

Кирпич из глины и соломы чаще называют саманным кирпичом, а солома (сечка, мох, древесные опилки и стружки, резаный камыш или измельченное волокно натуральных утеплителей и др.) применяется в качестве утеплителя. Вяжущее в саманных кирпичах – это глина, также обязательны добавки кварцевого песка, торфа или навоза в естественно-влажном состоянии. Чтобы сделать саман прочнее, на современной частной стройке добавляют в замес цементные и известковые вяжущие (пушонку).

Навоз (или торф) для самана – не наполнитель или заменимая добавка, а стабилизирующий агент, и если достать коровий (конский) навоз сложно, то для его замены готовят особый перегной. Процесс похож на сооружение компостной кучи, но сырье берут очень влажное (овощная ботва и очистки, трава и лист, различные сочные сорняки) и перемешивают с вязким раствором глины. Готовность стабилизатора в нормальных условиях тепла и влаги – примерно через 3-4 месяца. Саман — древнейшее изобретение наших предков и отличный, теплый дом для современных последователей зеленых технологий. Внешне дом из самана может быть сараем, а может быть верхом эстетики.

Размешивают саман ногами в ямах или больших емкостях вроде ванн. Есть специальные приспособления – грунтомесы, похожи на миниатюрные бетономешалки.

Сушка самана тоже имеет свои особенности: кирпич сушат три дня плашмя, а дальше – на боку, причем каждые 2-4 дня переворачивают кирпичи другим боком. Зимой сушка самана в средней полосе невозможна, для качественного кирпича нужно оборудовать отапливаемое закрытое помещение.

Кирпич из глины и песка

Для хорошего кирпича из глины и песка самое важно условие успеха – наличие подходящей глины. Глина для обыкновенного красного кирпича должна быть достаточно, но не чрезмерно жирной, а проверяют глину на жирность несколькими способами – визуально, делая комок в ладони и наблюдая за его «поведением» при падении с высоты и сдавливании; лепят блины диаметром 10 см и после особой сушки без атмосферной воды и солнца тестируют на трещины – это стандартный способ проверки глин.

Читайте также  Сроки схватывания цемента

На частной стройке кирпич из глины имеет смысл изготавливать в больших объемах, сделав предварительно ряд тестов: проверяют качества смеси из глины и песка на каждом этапе формовки и сушки кирпича, вносят коррективы в подбор состава глина/песок. Кирпичи из глины в домашних условиях можно делать только двух видов – сырец и обожженный кирпич. Но этого вполне достаточно для любых построек на участке, декора и благоустройства. Кирпич без обжига обходится дешево и годен для небольших построек, заборов, беседок, малых форм.

Обожженные кирпичи собственного изделия у мастеров не уступают фабричным и подходят для стройки дома. Различные виды ручных кирпичей и плиток ручной формовки выполняются штучно и порой имеют немалую ценность. Домашний кирпич можно делать любых размеров, но проверенная временем стандартная форма 250*120*65 мм всегда себя оправдывает. В самодельных формах для кирпича можно делать оснастку для пустот – конические или прямоугольные выступы. Такой кирпич легче не в ущерб прочности, поскольку отлично сцепляется с раствором, удобнее в кладке и требует значительно меньше сырья. Учитывая, что самородную глину готовить в высшей степени трудоемко, а покупать в больших объемах дорого, многие мастера предпочитают формовать пустотелые кирпичи.

Кирпич из опилок и цемента

Такие кирпичи привычнее называть арболитом. По технологии эти кирпичи одни из самых сложных, поскольку требуют выполнения целого ряда условий при подготовке древесного наполнителя:

  • Опилки и стружка предпочтительны хвойных пород, в идеале – сосновые;
  • Вся древесная органика перед замесом должна быть совершенно сухой, а это не так просто, поскольку в древесине много внутренней влаги. Хранение и сушка опилок должны полностью исключить влагу в будущем наполнителе, а если применить опилки с прелью, можно получить арболит с грибком и плесенью. Даже остаточное брожение целлюлозной массы приводит к вздутию готовых блоков в период созревания, а иногда можно наблюдать даже разрывы.
  • Химическая нейтрализация опилочного наполнителя выполняется добавлением ингибитора (хлорида кальция, сульфата алюминия и др.). Также применяют жидкое стекло и другие силикаты, известь, глинозем сернокислый – с той же целью: минимизировать действие сахаров и бродильные свойства свежей древесины.

Простота подготовки опилок для арболита и незатратность – это плюс, кроме того, из арболита можно прессовать кирпичи «для себя», то есть в индивидуальных формах и нужного размера, стандартный предельный габарит блоков от 200 до 300 мм по высоте и ширине; и 500 мм по длине. При точной технологии можно делать даже панели из смеси сухих нейтрализованных опилок (примерно 90%) и цемента М500 (до 10% по массе).

Древнерусский раствор оказался лучше современного цемента

Древнерусский строительный раствор оказался по нескольким параметрам лучше, чем современный цемент. Подробностями строительства крепостей на Руси в XVI-XVII веках руководитель исследования поделился с корреспондентом Infox.ru.

Российские историки уже давно занимаются изучением истории и техники древнерусского строительства. Как пояснил корреспонденту Infox.ru кандидат исторических наук Константин Носов из Российской академии государственной службы при президенте РФ в Москве, «все каменные или кирпичные сооружения на Руси строились с использованием специального строительного раствора». Изучение состава этого раствора помогает ученым не только понять методику строительства, но и точнее датировать архитектурный памятник, создать похожий раствор для проведения реставрационных работ, определить, где именно добывались составляющие раствора, и отнести архитектурный памятник к определенной строительной школе.

Впервые этим вопросом историки занялись еще в 1930 году, однако до сих пор про растворы известно немного. По словам Носова, дело в том, что до настоящего времени ученые использовали каждый свой метод анализа, да и обработали небольшое количество образцов. В основном исследователей интересовали домонгольские сооружения: ученые исследовали около 90 древнерусских памятников, из которых 70 датируются XI-XIII веками.

13 образцов на анализ

Команда российских ученых под руководством Носова решила провести комплексный анализ образцов раствора более позднего периода. Ученый лично взял 13 образцов строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске, Серпухове, Борисовом городке, Смоленске и Вязьме. Для сравнения он также изучил образцы современного раствора в Смоленске и средневековых укреплений в Англии и в Уэльсе (замок в Чепстоу, городские стены в Конуи и в Кембере). Сложность работы заключалась в том, чтобы найти тот участок крепости, где не проводились реставрации и не применялись более поздние растворы (например, в случае с Московским Кремлем найти кладку конца XV века практически невозможно, так как крепость слишком часто ремонтировалась).

Что такое строительный раствор?

Строительный раствор состоит из двух компонентов: вяжущего вещества и заполнителя. Иногда к ним подмешивают и специальные добавки. На Руси в качестве вяжущего элемента использовалась известь: известняк, мел и другие карбонатные породы обжигались в специальных печах. К полученной смеси добавляли воду, в результате чего образовывалась гашеная известь, получалось этакое строительное «тесто». Однако такой материал быстро трескался. Поэтому к извести добавляли заполнитель, например песок, значительно улучшавший качество строительного раствора.

Ученые определили прочность разных строительных растворов, процентное соотношение вяжущего элемента и заполнителя, их состав и дополнительные примеси (например обломки кирпича или кирпичная мука, шлак, раковины и т. д.).

Как и из чего строили в XVI веке?

В Смоленске Носов брал четыре образца раствора из разных мест. Оказалось, что их составы довольно сильно отличаются между собой. Как пояснил ученый корреспонденту Infox.ru, видимо, у древних мастеров не было устоявшейся рецептуры приготовления этого вещества, и каждый раз получалось по-разному.

Образец современного раствора, использованный реставраторами, оказался весьма похож на древнерусский, однако оказался плохо перемешан. Зато средневековые образцы из Уэльса и Англии очень похожи на русские растворы XVI-XVII веков.

Несмотря на все полученные данные, ученым еще предстоит выполнить большую работу, чтобы сделать выводы об общей эволюции строительных растворов на Руси и их использовании в культовых, военных и гражданских сооружениях. По словам Носова, также интересно было бы сравнить древнерусские растворы с итальянскими, так как в Россию приезжали и иностранные мастера, например Аристотель Фиораванти (примерно 1415—1486), который построил Успенский собор в Москве.

Статья об исследовании строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков опубликована в журнале «Российская археология» (№ 1, 2009).

Из дров и глины

Вы когда-нибудь складывали дрова в поленницу? Значит, сможете и целый дом из дров сложить. По крайней мере так считают поклонники одной из самых бюджетных технологий строительства. В Америке она называется Cordwood, у нас ее переименовали в «глиночурку». Однако сути это не меняет: для возведения стен используются обыкновенные дрова.

Технологию массовой не назовешь: и у нас, и во всем мире дрова принято применять по их прямому назначению. И все же определенный интерес она представляет. Например с точки зрения дизайна. Дом из чурок выглядит как минимум необычно.

Читайте также  Жидкие обои в ванной

Дрова в стене укладывают поперек и крепят раствором. При этом раствор кладут только по краям, а середину заполняют изоляционной смесью, например опилками с известью, целлюлозой (эковатой). Единого и «самого правильного» рецепта раствора не существует: кто-то предпочитает цементный раствор, кто-то — глины и песка.

Первые и, вероятно, пока единственные дома, построенные по технологии «глиночурка», находятся в Лельчицком районе. Для их строительства использовались сосновые чурбаки небольшого диаметра. Складываются такие стены очень быстро, скрепляющий раствор — глина, солома, песок.

Механизация кирпичного производства

Сейчас уже никто не производит изготовление кирпича из глины в домашних условиях как раньше – вручную, ведь человек создал специальный завод по производству кирпича из глины, где все процессы механизированы.Огромные экскаваторы и машины-землекопы — добывают в глиняных карьерах для него природную глину. А машины-глиномялки разминают ее. Они делают это быстрее, чем тысячи самых проворных ног.

Специальные машины изготовляют кирпичи одинакового размера. Затем их доставляют в обжиговые печи, где и происходит обжиг кирпича из глины, а работают эти умные машины беспрерывно —

  1. и днем и ночью,
  2. и в выходные и в праздники.

Наши многочисленные кирпичные заводы выпускают миллионы кирпичей в год. Их хватает и для фабричных корпусов и для жилых зданий.

Так Зимний дворец в Петербурге, где расположен Государственный музей Эрмитаж, тоже сложен из глиняных кирпичей.

Из рукодельного камня и сегодня строят:

  • роскошные дворцы,
  • государственные театры,
  • общеобразовательные школы,
  • жилые дома.

Люди давно научились строить из глиняных кирпичей красивые и прочные здания, которые радуют нас своей неповторимой архитектурой и поразительным разнообразием.А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о первом рукотворном камне – кирпиче из глины. Может быть, и вам доводилось находить старый кусочек камешка из глины, напишите об этом в вашем комментарии, где и когда, мне будет интересен об этом прочесть. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.